Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Проигрывал больше, чем выигрывал: как помочь больным лудоманией Партнерский проект, 15:25
Франшиза: 7 секретов. Как продать готовый бизнес Pro, 15:21
Непобежденный чемпион Тайсон Фьюри заявил об окончательном уходе из бокса Спорт, 15:18
ЦБ описал адаптационный и кризисный сценарии для экономики Экономика, 15:14
Лондон не включили в спискок городов-претендентов на «Евровидение» Life, 15:12
В Уфе пятеро подростков отравились алкоголем и таблетками Общество, 15:05
Заключение, штраф и экскурсия в морг: как борются с пьянством за рулем Партнерский проект, 15:02
Россиянка отказалась менять гражданство из-за недопуска на Уимблдон Спорт, 15:01
РБК Comfort
Получайте рассылку с новостями, которые влияют на качество вашей жизни.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Как маркетплейсы стали драйвером развития нового сегмента бизнеса РБК +, 15:01
В мэрии сообщили об испытаниях самого длинного эскалатора в метро Город, 14:58
В Госдуме назвали условие для разблокировки Instagram Технологии и медиа, 14:49
Где взять деньги, чтобы продавать на маркетплейсах Pro, 14:42
Назарбаев посетил открытие самой большой в Центральной Азии мечети Общество, 14:39
Тревел-политики: как контролировать затраты на деловые поездки РБК и Smartway, 14:39
Мнение ,  
0 
Андрей Ионин

С небес на землю: зачем России еще один космодром

Космонавтика, импульс которой дала гонка вооружений 1950-х, сегодня оказалась не нужна государству. А как заместить государственные вложения частными, не понимают ни в России, ни в других космических державах

Космос как повод

Как быстро и надежно доставить ядерное оружие до территории вероятного противника? С этим сверхприоритетным вызовом были связаны технологические прорывы 1950—1960-х. Ради этого все 1950-е СССР и США практически неограниченно инвестировали в ракетно-космическую отрасль. Руководство страны действовало, руководствуясь не романтикой освоения космоса, а рациональными мотивами — создать баллистические ракеты, способные летать между континентами на 10000 км. В СССР такая задача была поставлена перед Сергеем Королевым и его командой — и они ее успешно решили уже к 1957 году.

И только потом, когда Королев, используя, по сути, боевые баллистические ракеты, запустил первый спутник, руководство страны неожиданно осознало, что космические программы можно использовать для повышения международного престижа страны. А это также очень понятная государственная цель.

Понятное политическое и экономическое измерение имело и патриотическое воспитание. Гордость, что мы «в космосе впереди планеты всей», сказывается и на лояльности к руководству страны, и на трудовой мотивации.

Наконец, большой советский космический проект (как и большой советский атомный проект) был использован руководством СССР, чтобы провести в 1950-х — 1960-х годах новую индустриализацию страны. Космическая и атомная отрасль технологически потянули за собой всю советскую промышленность, задали для нее современный уровень технических требований. Качественно изменилось образование, в первую очередь техническое и естественнонаучное, стали развиваться многие науки, медицина, культура.

Таким образом, в 1950-х и 1960-х руководству стран СССР и США было совершенно ясно, во что они инвестируют, когда выделяют бюджетные средства на космические проекты. Думать, что власти были воодушевлены идеями из фантастических романов о марсианских каналах или путешествиях на Луну, — очень наивно. К сожалению, такая иллюзия зачастую свойственна людям, занимающимся космонавтикой. Многие из них, судя по всему, не понимали тогда и не понимают сейчас, в чем были истинные цели «космических государственных инвесторов» 60 лет назад.

Кому это нужно?

Pro
Фото: David Paul Morris / Getty Images Строители начали зарплатные гонки за работников. Как меняется отрасль
Pro
Появилась новая разновидность выгорания. Как от нее защититься
Pro
Будут ли защищены банковские транзакции после ухода французской Thales
Pro
Франшиза: 7 секретов. Как продать готовый бизнес
Pro
Фото: Peter Macdiarmid / Getty Images Что покупают летом на Wildberries и кто продает больше всех. Рейтинг
Pro
Фото: Jonathan Gallegos / Unsplash Что не стоит рассказывать на собеседовании о своих детях
Pro
Фото: Игорь Зотин / ТАСС Советский велнес: эффективны ли методы оздоровления, знакомые с детства
Pro
Фото: 20th Century Fox Film Corporation «Я вышел от шефа униженным»: как бороться с токсичностью на работе

После решения четырех указанных приоритетных национальных задач перед руководством СССР и США в 1970-х годах встал вопрос: «Зачем далее инвестировать в космонавтику?» И с тех пор мировая космонавтика, по сути, остановилась в своем развитии. Государство — основной инвестор, а в России и собственник космической отрасли, искренне не понимает, во что ему теперь вкладывать.

А космическая отрасль уже почти полвека не может предложить инвестору ни одной новой инвестиционной идеи, сравнимой с предложением Королева Сталину создать межконтинентальную баллистическую ракету. Именно поэтому мы давно не наблюдаем новых (реализованных, а не бумажных) крупных проектов у лидера по объему космических инвестиций — США, и видим, что бюджет NASA давно замер на одной отметке.

К сожалению, и частных инвесторов взамен государственных у космической отрасли по факту не появилось. Если посмотреть внимательно на уже знаменитый проект вроде бы частного инвестора Илона Маска, то выяснится, что он решает те же старые задачи для инвестора-государства, но делает это значительно дешевле, чем его конкуренты из «старых» космических компаний Boeing и Lockheed Martin. Безусловно, Маск выдающийся менеджер и визионер, но сегодня основа бизнеса космической компании Маска Space X — это госконтракты, выполняя которые он экономит деньги NASA и Пентагона. Парадоксальным следствием работы Маска может стать снижение бюджета NASA. Так что этот проект я бы не называл частным: сегодня это успешный пример государственно-частного партнерства в космосе.

Другой известный пример, проект главы Virgin Ричарда Брэнсона, — пока больше рекламный. При относительно небольших инвестициях в Virgin Galactic (суммарно около $100 млн), которые Брэнсон уже вернул, продав долю в проекте арабским госфондам, он получил огромный пиар стоимостью много больше. Сами перспективы идей Брэнсона представляются сомнительными: проект нужно полностью переформатировать, чтобы он мог выйти на коммерческий рынок.

Возможно, ситуация в частной космонавтике изменится, когда Маск шагнет дальше: например, организует и реализует марсианский проект (сначала в формате «полет в один конец»).

Как строится космодром Восточный
Фотогалерея 
«Там аура советской стройки. Большие масштабы, объем. Мы приходили с ощущением: сейчас делать будем космос, ракеты», — вспоминает гендиректор крупной стройкомпании на космодроме. От момента принятия решения правительством до первого запуска ракеты космодрому Байконур потребовалось 2 года 3 месяца, Плесецку — 3 года, причем меньше года после этого понадобилось, чтобы достроить жилые городки Ленинск и Мирный для персонала космодромов.

Первый запуск с космодрома Восточный намечен на 25 декабря 2015 года, то есть спустя восемь лет после указа президента и пять лет после закладки первого камня. «При Советском Союзе космонавтика была одним из главных приоритетов. Сейчас во главе угла по-прежнему углеводороды. И если ствол под названием «наука и техника» загнивает, то наивно ожидать, что ветвь под названием «космонавтика» будет зеленеть и плодоносить», — отмечает членкор Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского (РАКЦ) Юрий Караш

Необходимые, но запоздавшие реформы

Если вернуться к государственным космическим проектам, то есть ли все-таки шансы на развитие здесь? В 1990-х российская космическая отрасль была крайне недофинансирована: объемы государственного заказа, единственный источник доходов и инвестиций для отрасли, снизились почти в 20 раз. Задача была одна — выжить. В 2000-х, когда появилась политическая воля, а госбюджет наполнился, была выбрана в корне неправильная стратегия развития отрасли. Без проведения необходимых и глубоких реформ все ее проблемы пытались решить самым простым способом — увеличением финансирования. Это был путь в никуда, туда он ожидаемо и привел.

Сегодня с запозданием минимум на 10 лет предпринимается попытка навести порядок в отрасли, развращенной ростом финансирования без реального спроса за результат. Первоочередные задачи этой реформы — создание современного производства, оптимизация процессов и мощностей, снижение издержек, создание механизмов контроля качества производства по всей цепочке кооперации. И на горизонте пяти лет эти задачи удастся решить, в частности, вернуть надежность ракет-носителей до советского уровня.

Как была организована реформа отрасли? В 2013 году президент России принял решение интегрировать все космические предприятия (более 80) в единую структуру — Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК). Это было здравое и эффективное решение, позволявшее объединить ресурсы и компетенции, проводить единую техническую политику, создать мощную промышленную группу, управляемую из единого центра и по масштабам соотносимую с мировыми конкурентами. Внутри этой интегрированной структуры могли быть созданы субхолдинги: по ракетоносителям и космическим аппаратам, по приборостроению и двигателестроению. Это все можно расценить как положительные моменты.

Но в начале 2015 года было принято решение объединить Роскосмос с ОРКК в государственную корпорацию. В этом решении видится несколько серьезных стратегических рисков.

Во-первых, когда госкорпорация является и заказчиком, и исполнителем госконтракта, априори резко снижается внутренняя мотивация к технологическому развитию. Это тем более опасно, поскольку госкорпорация действует практически во внеконкурентной среде: более 80% ее доходов составляют госконтракты, в подавляющем большинстве которых сам заказчик является де факто единственным допущенным исполнителем.

Второй риск — объективно госкорпорация не заинтересована в появлении конкурентов, а, значит, попытается не допустить, чтобы у нас появились свои Илоны Маски, способные составить жесткую конкуренцию «старым» космическим компаниям. Задача потеснить «старую» космонавтику решаема: если в США смогли это сделать, значит, это возможно и у нас. Но нужны специальные внутриотраслевые и независимые институты, прямо отвечающие за поддержание национальной конкуренции в космической отрасли, в том числе за поддержку зарождающейся частной космонавтики в России.

Однако ничего из этого не приближает нас к ответу на главный вопрос: «Зачем государству (России) финансировать национальную космонавтику?»

Как освоить Сибирь через космос

Если государство не видит смысла в новых космических проектах, зачем строить космодром Восточный? Ответ прост: у тех, кто обосновывал эту стройку, не было цели просто получить еще один космодром. Исходная цель проекта — создать точку роста для развития нашего Дальнего Востока. И космодром тут лишь средство, инструмент.

Уже восемь лет назад было ясно, что российская космонавтика должна поворачиваться лицом к Востоку, именно там наши потенциальные партнеры по космическим программам. А создание космодрома и масштабной инфраструктуры вокруг него должно привлечь в регион образованных людей, помочь развитию в регионе высокотехнологичного производства. Для этих задач космодром — отличное средство. Производство спутников и ракет, научные центры и технопарки для инноваций — все это должно было быть перенесено на Дальний Восток и создано там.

К сожалению, пока этого не происходит. В том числе потому, что руководит этим проектом Роскосмос, который понимает, как строить космодром, но не разбирается в региональном развитии, да и задач таких не имеет. Этот риск учитывался в 2007 году, когда предлагалось для реализации Восточного создать специализированную государственную компанию по примеру «Олимпстроя». Остается надеяться, что узковедомственный подход к проекту космодрома будет преодолен, и во главу угла будут поставлены общие национальные интересы.

Space 3.0

И еще одно важное замечание. Новые космические проекты — например, пилотируемые полеты в дальний космос, колонизация Луны и Марса, — создадут инновационные вызовы для широкого спектра технологий: производства продуктов питания «из ничего», производства энергии и энергоэффективности, экологичной переработки отходов, 3D-печати, телемедицины, роботостроения. Без решения этих задач масштабные космические программы будут просто невозможны — так же, как невозможно было отправить человека в космос, не имея мощной ракеты-носителя.

Но очевидно, что если эти прорывные технологии будут созданы, то продукты на их основе будут иметь колоссальный коммерческий эффект уже на Земле. Это можно назвать Space 3.0, и есть надежда, что именно такой подход позволит придать новый импульс мировой космонавтике.

При этом использование на Земле технологий Space 3.0 будет максимально эффективно именно там, где условия и ограничения для жизни человека сложны или экстремальны, т.е. в чем-то сравнимы с условиями работы космонавтов. В России таких территорий достаточно — это Дальний Восток, Сибирь, Крайний Север и Арктика.

Поэтому, если космические технологии Space 3.0 рассматривать как средство для освоения Дальнего Востока, Сибири и Арктики, то космодром Восточный — лучшее место для их развития.

Об авторе
Андрей Ионин Андрей Ионин Член-корреспондент РАК имени К. Э. Циолковского
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги