Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
От Lada до Volvo: какие автомобили разыгрывали в «Поле Чудес» Авто, 20:49
Карпин провел в гостинице встречу с футболистами сборной России Спорт, 20:48
В Ленобласти товарный поезд врезался в автобус Общество, 20:45
Генсек НАТО предупредил о санкциях против России из-за Украины Политика, 20:43
Что делать, если кофе горчит РБК и Bork, 20:41
В Рязани грузовик сбил насмерть двух женщин на остановке Общество, 20:35
Побивший рекорд Карлсена поднялся в 18 лет на второе место рейтинга FIDE Спорт, 20:26
В британской авиакомпании сообщили о переговорах по вывозу россиян из ЮАР Общество, 20:23
Fitch оценило вероятность глобального локдауна из-за штамма «омикрон» Экономика, 20:23
Конец эпохи «уверенных пользователей»: как улучшить свои цифровые навыки Совместный проект, 20:18
Попова попросила россиян провести новогодние праздники дома Общество, 20:03
Как защититься от фишинга и инсайдерских сливов РБК и HP, 19:58
Тренер назвал причины отказа Ефимовой от участия в ЧМ по плаванию Спорт, 19:57
Омикрон и «красные линии». О чем говорил Путин на форуме «Россия зовет!» Политика, 19:55
Мнение ,  
0 
Алексей Белянин

Ехали банкиры на велосипеде: чем опасна для города борьба с пробками

Автомобилисты много перемещаются по городу и оставляют много денег в ресторанах и магазинах, обеспечивая доход частному бизнесу и пополняя городской бюджет. Выходит, борьба с пробками имеет две стороны

Город — для пешеходов

Власти постоянно думают об автомобилистах: с одной стороны, строятся новые развязки, появляются экраны с информацией о пробках, осваиваются возможности интеллектуальной транспортной системы (ИТС). С другой стороны, вводятся все новые меры, осложняющие жизнь владельцам автомобилей.

По данным столичных властей, скорость движения по городу возросла на целых 12% в часы пик. Правда, эти данные не были выложены в открытый доступ, и объяснить, за счет чего произошло снижение трафика, трудно. Департамент транспорта утверждает, что дело в платных парковках (на сайте мэрии это называется «ликвидация стихийной парковки в центральной части города»). Иные эксперты полагают, что лавры «эффективного урбаниста» принадлежат не властям, а кризису: пользоваться автомобилем для многих стало слишком дорого.

Не так важно, на чьей стороне правда, но главное, что в сознании горожан закрепляется новая городская среда — не для человека за рулем, а для пешехода. По центру города можно пройтись, не пролезая между припаркованными посреди тротуаров автомобилями. Центральной частью городского пейзажа становится не гудящая автомагистраль, а пешеходные зоны.

В городе необходимо создать атмосферу, когда пользоваться автомобилем неудобно и дорого. И даже не очень важно, за счет чего. Последние озвученные инициативы — о прогрессивной тарификации парковок в центре и ограничении «одна семья — один автомобиль» — нацелены на то же самое. Хотя последняя идея выглядит спорно, так как во всех отношениях антирыночная.

Еще не став решениями, многие подобные идеи пробуждают в сознании горожан нехитрую мысль: иметь в городе личный автомобиль скоро станет накладно. Правда, тем, кто откажется от использования автомобиля сейчас, придется добираться до работы на не всегда удобном и загруженном общественном транспорте. А верные приверженцы автомобиля понесут все большие издержки, за что не будут благодарны властям. И это только моральная сторона дела.

Щедрые автомобилисты

Автомобилисты — самые экономически активные горожане. Как показывают данные (опрос «Демоскопа» 2011 года), люди, передвигающиеся по городу только на автомобиле, молоды (в среднем 40 лет), образованны и, как правило, работают. Примерно 2/3 автомобилистов, выезжающих из дома на машине с утра, едут на работу. Среди пассажиров наземного городского транспорта таких только половина.

Автомобилисты больше зарабатывают: среднемесячный семейный доход — 340 тыс. руб. против 167 тыс. руб. у людей, пользующихся общественным транспортом. Соответственно, автомобилисты готовы и больше тратить. По данным той же выборки, около 2/3 горожан, выезжая из дома с утра на машине, заезжают более чем в одно место и совершают в среднем 2,51 поездки. Среди пассажиров общественного транспорта так поступает лишь половина, и совершают они в среднем 2,12 поездки.

Автомобиль делает более доступными магазин, банк, кафе для деловой встречи — и во всех этих «пунктах назначения» люди тратят деньги, то есть порождают новый доход. И, кстати, новые налоги. Несложные подсчеты показывают, что если число автомобилистов уменьшится на 500 тыс. человек в рабочий день (что нужно для снижения пробок в городе до уровня выходных дней), то ежегодные расходы горожан снизятся на величину порядка 60 млрд руб., а налоговые потери городского бюджета превысят доход от платных парковок (порядка 5 млрд руб.). Глядя на эти цифры, можно предположить, что многочисленные кафе и магазины закрываются в центре города не только из-за кризиса.

Выходит, что борьба с пробками имеет две стороны: дестимулирующие меры властей снижают нагрузку на дорожные сети, но снижают и экономическую активность горожан. С точки зрения экономики идеальный пользователь городской инфраструктуры — это щедрый банкир на велосипеде или самокате. Но пока на велосипедах передвигаются чаще студенты и городские модники. Это люди молодые и энергичные, но далеко не такие денежные, как хотелось бы владельцам закрывающихся ресторанов и бутиков на Тверской.

Об авторе
Алексей Белянин Алексей Белянин Заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.