Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Песков назвал неожиданным требование Киева распустить ДНР и ЛНР Политика, 12:47 Умные решения: 3 гаджета для делового человека РБК и HUAWEI, 12:40 Минтранс анонсировал открытие новой трассы между Москвой и Петербургом Общество, 12:38 Ренато Усатый заявил об отсутствии связей с экс-полковником Захарченко Общество, 12:36 Кремль назвал преувеличенной ситуацию с гимном России в Эр-Рияде Политика, 12:36 8 проверенных способов укрепить силу воли Pink, 12:31 Продать или придержать: какие монеты оставить в инвестиционном портфеле Крипто, 12:21 СК сообщил о задержании главы Новочеркасска за взятки Общество, 12:20 В Крыму обнаружили новый вид насекомого Общество, 12:18 Твердые цены: как избежать ложных обвинений в занижении стоимости активов Pro, 12:17 Обратно в 2009-й: почему МВФ снизил оценку роста мировой экономики Quote, 12:13 Патриарх Кирилл счел либерализм «греховной идеей» Общество, 12:08 СМИ сообщили об усилении ИГ в Сирии на фоне военной операции Турции Политика, 12:02 Дорогие мои кирпичи: как изменились цены на стройматериалы — EY Pro, 11:59
Мнение ,  
0 
Алексей Белянин При каких условиях сработает платный въезд в Москву
Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что решение о плате за въезд в Москву не принято и всерьез не обсуждалось. Но чиновники, эксперты и автомобилисты все равно продолжат обсуждать эту идею. Более того, рано или поздно такая плата все равно будет введена. Вопрос в том, какой она будет и поможет ли разгрузить город от пробок

Новости о возможном введении платного въезда в Москву появились в ноябре, но их можно было ожидать и раньше, когда стало ясно, что платные парковки в одиночку не справляются с проблемой пробок. Это раздражает население: права водителей ограниченны, а плодов ограничений не видно. Но и ждать этих плодов без принятия более радикальных мер не стоит. Нехватка дорог – не злой умысел властей, а физическое ограничение. Дорог и парковок в центре Москвы заметно больше не станет никогда – если только мы вдруг не соберемся вслед за парижским архитектором бароном Османом снести весь исторический центр. Даже небольшое строительство или расширение улично-дорожной сети и парковок в центре Москвы будет стоить запредельно дорого и все равно окажется каплей в море.
 
А тогда варианта только два: или терпеть все нарастающие пробки, чреватые полным транспортным коллапсом, когда водителям легче будет ночевать на рабочем месте, чем каждый день добираться через многочасовые заторы на работу и домой, или ограничивать въезд. В рыночной экономике последнее естественнее всего делать не путем прямых запретов (например, в часы пик не пускать в пределы Москвы автомобили с иногородными номерами), а с помощью экономических мер. Не нравятся пробки и прямая дискриминация сограждан – значит, придется платить.
 
Но помогут ли эти новые меры побороть пробки? Озвучивался вариант, согласно которому за право въезда на МКАД или ТТК могут взимать 200 руб. Но этот вариант трудно назвать иначе как бессмысленным. Ведь цель платы – не ограничить пользование загруженными улицами, а снизить общий поток транспорта в центр. Ограничить въезд только на два кольца, которые строились специально для разгрузки вылетных магистралей, – значит перенаправить часть транспортного потока обратно на эти магистрали, которые просто встанут со всех направлений. Более того, сумма 200 руб. для среднестатистического московского водителя не является запредельной и мало кого заставит отказаться от автомобиля. Число машин на дорогах снизится не существенно, но теперь их водители будут еще и платить дополнительные деньги за удовольствие стоять практически в тех же пробках.
 
Введение платы за въезд в пределы центра Москвы (вглубь Третьего транспортного кольца) обещает быть более эффективной мерой борьбы с пробками. Исследование, проведенное Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики в 2013 году, показало, что около трети автомобилистов не хотят в принципе платить ничего за право въезда в центр города. Этого числа водителей плюс тех, кто готов платить лишь очень скромные деньги (например, 50 или 100 руб.), в целом должно хватить, чтобы уровень пробок в рабочие дни упал до уровня выходных.
 
Эти оценки согласуются и с мировым опытом. В Лондоне после введения в 2003 году платы за въезд в центральную часть города (сейчас это 11,5 фунта) уровень загрузки всех дорог упал примерно на 30%. Теперь это город без пробок. Система довольно гибкая: платный въезд ограничен рабочими днями недели с 7 до 18 часов, предусмотрен бесплатный въезд для инвалидов, 90% скидки для резидентов, владельцев многоместных, экологически чистых транспортных средств и мотоциклов. В Сингапуре ввели дифференцированную плату за въезд, которая зависит от времени суток, района, типа машины, что позволяет дополнительно регулировать транспортные потоки. Похожую систему предложила на рассмотрение московской мэрии Федерация автомобилистов России.
 
Однако введения платы как таковой недостаточно. Прежде всего, отказаться от пользования собственным автомобилем на деле могут не все, кто принципиально против платы. Наши оценки показывают, что при не очень большой плате за въезд москвичи откажутся от автомобиля только в том случае, если плата будет сопровождаться дальнейшим ростом времени в пути – то есть когда совокупные затраты времени и денег на поездку окажутся слишком высокими. Если же плата будет заметной – к примеру, 1000 руб. за одну поездку, – то пробки, конечно, сократятся, но это чревато и серьезными протестами.
 
Безусловно выигрышного варианта просто нет. Однако если плата за въезд все-таки будет введена, то цена должна быть такой, чтобы пробки реально сократились, а для этого надо, чтобы примерно каждый пятый автомобилист отказался от поездки в центр на личном автомобиле. Исходя из наших исследований, сегодня это сумма порядка 300–400 руб. в день, хотя и ее надо будет уточнять в свете меняющихся реальных доходов и предпочтений. Кроме того, цену стоит определять с запасом: ведь даже если платный въезд ограничит число желающих попасть в центр города на машине, у тех, кто заплатит, будет стимул передвигаться по центру только на машине (чем больше проедешь, тем дешевле обойдется каждый километр пути). Если это не учесть, то пробки в платной зоне снова будут расти.
 
Надо учитывать и не только ожидаемое снижение пробок, но и издержки горожан. Те, кого платный въезд вынудит отказаться от поездки, испытают неудобства, те, кто будет платить, ощутят снижение дохода, поставщики товаров включат плату за въезд в их цену, дополнительные издержки понесет бюджет (на систему взимания платы). Скажется все это и на рынке недвижимости и съемного жилья. А жители центральной зоны, въезд в которую станет платным, окажутся белой костью в глазах тех, кому не посчастливилось иметь квартиру в центре города.
 
Избежать бурного роста недовольства возможно, только если все последствия будут очень тщательно исследованы, просчитаны, а затем и вынесены на реально широкое обсуждение. Москве в этом отношении очень далеко до мировых стандартов. В Лондоне о планах платного въезда начали говорить в 1995 году, закон приняли в 1999-м, а ввели в 2003-м, после многих тысяч часов экспертных слушаний и публичных отчетов, когда власти объясняли и доказывали жителям города преимущества этой меры. Это без малого четыре года обсуждений, которые выявили шестикратное превосходство сторонников над противниками этой меры среди жителей города.

Сергей Собянин сказал, что плата за въезд может быть введена лишь после того, как вопрос будет проработан и обсужден с жителями. Хочется надеяться, потому что в Москве многие городские инициативы и решения принимаются келейно и реализуются поспешно. Если это наложится на вполне ожидаемые технические проблемы (учет заехавших в центр автомобилей отладить за полгода или даже год будет весьма проблематично), перед городскими властями встанет один из самых серьезных вызовов за всю историю.  

Об авторах
Алексей Белянин Заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.