Оценка за дистант: как сделать онлайн-уроки интереснее
В последние два года в связи с пандемией коронавируса большинство учебных заведений мира были вынуждены перейти на формат дистанционного или гибридного обучения.
Согласно всероссийскому опросу, проведенному ВЦИОМом в июне 2021 года в 80 регионах России, о проектах развития цифровой образовательной среды в той или иной мере информированы 63% респондентов, а доля хорошо знающих составляет 25%.
Учитывая, что сфера школьного образования, особенно в регионах России, крайне консервативна, любое внедрение цифровых элементов в преподавание воспринимается учащимися как что-то более близкое, а потому располагает к себе. Ведь уже не первый год учащиеся черпают дополнительные внеурочные знания из тематических пабликов соцсетей и обучающих видео, получая оттуда порой больше информации, чем на семинарах и лекциях в вузах или на уроках в школах. Вот только отношение общества к цифровой образовательной среде не такое лояльное, как хотелось бы ее амбассадорам, хотя 77% респондентов опроса ВЦИОМа достаточно высоко оценивают доступность цифровой образовательной среды в школах. Позитивные изменения в области внедрения цифровой образовательной среды за последний год отмечают половина респондентов (52%).
При этом представление о ЦОС у многих до сих пор весьма приблизительное: ЦОС в понимании большинства — это только цифровая платформа для обучения, своего рода механический перенос школьных уроков в онлайн без учета специфики такого формата преподавания. А ведь это не одно и то же.
Эффективному онлайн-уроку должны быть присущи мультиинформационность и мультиформатность — регулярная смена каналов коммуникации и чередование форматов работы: от теории к интерактиву, от фронтальной работы к индивидуальной и групповой. Обеспечить это многообразие, отойти от традиционной «говорящей головы на экране» можно именно за счет цифровых инструментов. В онлайне очень важно давать обучающимся регулярную обратную связь, причем не формальную (о выполненных заданиях и тестах с демонстрацией правильного ответа), а содержательную. Это может быть объединение основных проблем или ошибок в сегменты и их разбор, «перелинковка» обучающегося с другим обучающимся для обмена опытом и просмотра работ друг друга, публичное комментирование работ с целью повышения «насмотренности» и эффекта «а что, так можно было?». Ну и главное — это релевантность объемов домашних заданий. В онлайне эффективнее других форматов «домашки» работает установка на творческие задания в digital проектного типа. Например, инфографики, лонгриды, анимации, интерактивные и цифровые карты, визуальные метафоры, квесты и квизы.
Насущным остается вопрос материально-технической оснащенности школ. Благодаря национальному проекту «Образование» до конца 2021 года 14 тыс. образовательных организаций планируется обеспечить компьютерным оборудованием, а к 2024 году 29 549 образовательных организаций внедрят цифровую образовательную среду. Это потребует определенных цифровых умений и методических навыков от педагогов. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели при внедрении цифровых технологий, связаны с недостаточностью навыков и знаний о том, как применять цифровые сервисы в преподавании, а также с отсутствием условий для обучения и развития этих компетенций. Кроме того, у педагогов высокая нагрузка, нет времени на изучение новых технологий, не хватает программ персонального развития либо они не всегда высокого качества. Только совсем недавно Mail.Ru Group на платформе GeekBrains запустила бесплатный курс повышения квалификации для педагогов «Цифровая трансформация образования: профиль современного учителя», где спикерами выступили эксперты и учителя — лидеры современной системы образования.
В целом привлечение к программам повышения цифровой компетентности педагогов-практиков и обеспечение практикоориентированности программ повышения квалификации поможет выровнять качество опыта использования цифровых технологий на уровне школ и региональных методобъединений.
Да, родители по-прежнему настаивают, что материал лучше объясняется в офлайне, чем в онлайне. Но и онлайн-обучение может быть не менее эффективным, если преодолеть ряд вызовов и проблем. Один из таких вызовов — снижение внеучебной вовлеченности учащихся в жизнь школы и угрозы их ментальному здоровью, возникающие на фоне перехода в онлайн. Другой — неравенство, возникающее в процессе компьютеризации образования между городскими и сельскими жителями. Для его устранения в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» все российские школы будут подключены к интернету до конца 2021 года.
Решению проблемы цифрового неравенства также могла бы способствовать передача во временное пользование информационной инфраструктуры школ (например, компьютеров) обучающимся, у которых нет необходимой техники, или выделение средств на ее приобретение для тех, чьи семьи не могут приобрести ее сами.
Полезными наверняка будут инструменты выбора нужного обучающего контента на основе технологий искусственного интеллекта или разработка рекомендательных сервисов подбора образовательных курсов под индивидуальные запросы педагогов. Вообще остается не реализованным потенциал цифровых инструментов для индивидуализации обучения, проектирования учебных курсов и программ, повышения уровня благополучия и психологического здоровья обучающегося, а это прекрасная зона развития системы образования.