Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Сериал «Чернобыль» завоевал три премии «Эмми» Общество, 05:35 Премьер Армении сообщил о несостоявшейся встрече с финансистом Соросом Политика, 05:14 На Сахалине отравились более 20 рыбаков Общество, 04:47 Министр культуры Украины не увидел необходимости менять закон о госязыке Политика, 04:25 Британские власти сообщили о ликвидации турфирмы Thomas Cook Общество, 04:23 Сенатор США заявил о попытках вернуть Турцию в программу по F-35 Политика, 03:41 Синоптики сообщили об усилении признаков изменения климата Общество, 02:56 Стали известны регионы России с наибольшим ростом зарплат Общество, 02:50 Власти Индонезии перечислили 100 причин крушения Boeing 737 MAX Общество, 02:20 Помпео прокомментировал вероятную публикацию беседы Трампа и Зеленского Политика, 02:04 Гол Неймара принес ПСЖ гостевую победу над «Лионом» Спорт, 01:34 Мадридский «Реал» на выезде обыграл «Севилью» Спорт, 01:11 WSJ сообщила о риске многомесячного ремонта объектов Saudi Aramco Экономика, 00:56 На автостоянке в Киеве загорелись девять бензовозов с топливом Общество, 00:44
Мнение ,  
0 
Алексей Сиднев Старость в радость: как cделать дома престарелых пригодными для жизни
Население России стареет, а спрос на услуги частных домов престарелых растет. Увеличивается и количество таких заведений, но государство не сертифицирует и почти не контролирует этот рынок

Жить самостоятельно из-за состояния здоровья не могут около 18% россиян старше 70 лет, говорится в докладе Всемирной организации здравоохранения, при этом только 2% из них находятся в специализированных учреждениях. По данным Минтруда России, в них нуждаются 259 тыс. человек. Официальная очередь в государственные дома-интернаты для пожилых в России — 16 тыс. человек. С учетом того, что население страны стареет (в 2015 году доля пожилых людей старше 65 лет составила 13,5%, к 2030 году, по разным прогнозам, этот показатель достигнет 18–19,4%), необходимость в домах-интернатах будет только расти.

Домашний уход

На этот рынок влияют прежде всего демографическая и экономическая ситуация в стране. Из-за старения населения и снижения доходов выросло число тех, кто предпочитает, чтобы за их родственниками ухаживали дома, а не в специальных учреждениях. За последние четыре года спрос на услуги домашних работников по уходу за больными и престарелыми людьми возрос почти в 2,5 раза.

Сегодня предпочтение отдают преимущественно мигрантам. Около 95% всех сиделок получают зарплату в конверте, их отношения с работодателем юридически не оформлены, что приводит к невозможности сформировать в данной области систему стандартов качества и контроля. Фактически этот сегмент рынка просто невидим для государства: оно не только теряет доходы в виде неуплаченных налогов, но и несет нецелевые расходы. Например, гражданин признан нуждающимся и государство, выполняя свои обязательства, направляет к нему социального работника, но в то же время семья пользуется услугами домашней сиделки. Таким образом, складывается ситуация, в которой происходит дублирование функционала, в то время как государственные социальные услуги могли бы получить другие нуждающиеся граждане, не имеющие возможности нанять сиделку. Подобная ситуация беспокоит власть, которая в поисках новых ресурсов хочет вывести рынок домашнего ухода из тени.

Экономсегмент

Вторая тенденция — стремительный неконтролируемый рост числа домов престарелых. Их количество увеличивается вместе со спросом на услуги, предоставляемые такими учреждениями. Люди пытаются экономить и все чаще делают выбор в пользу пансионов «подешевле», не всегда понимая, что за этим стоит. По нашим расчетам, только прямые расходы для пансионов сегмента «эконом» составляют около 25 тыс. руб., а для сегмента «комфорт» — примерно 50 тыс. руб. (при этом рентабельность бизнеса в обоих случаях — около 20%). Если учреждение предлагает уход за меньшие деньги, оно, очевидно, экономит на качестве услуг, причем это может быть любая статья расходов — питание, персонал, лекарства и тому подобное.

Российское законодательство не обязывает сертифицировать данный вид бизнеса: чтобы открыть пансион для пожилых людей, не требуется ничего, кроме желания и первоначального капитала. В официальный реестр поставщиков социальных услуг в Москве и Московской области сегодня внесено до десяти учреждений, тогда как их реальное количество более 150. Такое положение дел не позволяет государству контролировать деятельность подобных организаций и защищать права престарелых. При этом просто закрыть некачественные центры нельзя, слишком велико число их подопечных — более 3 тыс., по данным некоммерческого партнерства «Мир старшего поколения». В случае закрытия им в срочном порядке нужно будет предоставить альтернативные места. Поэтому целесообразнее закрывать только те пансионы, которые опасны для жизни и здоровья, а в остальных с помощью государственных мер повышать качество.

Цивилизованный рынок

И наконец, третью тенденцию формируют люди, которые, несмотря на снижение своих доходов, по-прежнему готовы платить за услуги резиденций для пожилых. Если пять лет назад информация, что в пансионе сделан «евроремонт», являлась реальным конкурентным преимуществом, то сегодня у людей гораздо более серьезные требования. Они делают выбор в пользу тех учреждений, которые входят в международные ассоциации, включены в реестр поставщиков социальных услуг, имеют стандарты работы и регулярно участвуют во внешних проверках качества.

Описанные тенденции, вероятнее всего, будут способствовать еще более тесному контакту между бизнесом и государством, поскольку, как показывает зарубежный опыт, решение существующих на рынке проблем зачастую невозможно без участия властей. Например, во Франции, Бельгии и Израиле также множество мигрантов неофициально работали домашними сиделками. Чтобы вывести этот рынок из тени, государство стало субсидировать содержание пожилых людей в тех семьях, где сиделки получили специальный сертификат на свою деятельность. Таким образом, при минимальных вложениях рынок домашнего ухода в этих странах стал контролируемым и качественным.

В зарубежных странах также существовала и проблема некачественных услуг, оказываемых домами престарелых. Что было сделано для ее устранения? Во-первых, для того чтобы открыть пансион для пожилых людей, нужно получить специальную авторизацию от властей, то есть разрешение на ведение подобной деятельности. Во-вторых, государство задает для гериатрических центров строгие стандарты качества и жестко контролирует соответствие им. Эти стандарты примерно одинаковы для всех стран, поэтому внедрение мирового опыта будет наиболее эффективным решением для российской действительности. И наконец, уход за пожилыми людьми в специализированных учреждениях оплачивает государство, а семьи вносят дополнительную плату, если хотят создать своим пожилым родственникам более комфортные условия пребывания в пансионах (проживание в одноместной комнате, более дорогое питание и прочее). Важно понимать, что поддержка государством этого рынка не столько поможет развитию бизнеса, сколько будет способствовать решению социальных проблем общества.

Об авторах
Алексей Сиднев генеральный директор Senior Group
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.