Перейти к основному контенту
Дискуссионный клуб ,  
0 
Ольга Митрофанова

Кадровая безопасность: как ускорить подготовку специалистов

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock
Фото: Gorodenkoff / Shutterstock
В сфере среднего профессионального образования традиционно существовала проблема разных скоростей: консервативные учебные заведения не успевали за растущими запросами бизнеса с его цифровизацией и agile-разработкой.

В новых условиях к ней добавились необходимость компаний в импортозамещении всего — от комплектующих до софта — и отсутствие зарубежной консультационной и технической поддержки. Как следствие, растет спрос на специалистов самых разных областей, нужны они уже «вчера», но на старой технической базе вырастить их проблематично. Российская промышленность нуждается в квалифицированных кадрах, это вопрос кадровой безопасности ключевых отраслей.

Сегодня каждая промышленная компания ищет ИТ-специалистов, чтобы разрабатывать производственное ПО взамен ушедших западных технологий. Требуются также эксперты новых рынков, чтобы эффективно переориентировать продажи готовой продукции. А еще — электрослесари, электрогазосварщики, технологи, специалисты по ремонтам, без усилий которых старания белых воротничков, к сожалению, окажутся невостребованными. Большая часть рабочих специальностей закрывается выпускниками учреждений среднего специального образования. Исторически сложилось, что «Северсталь» поддерживает школы и профильные колледжи в регионах присутствия, но с федеральным проектом «Профессионалитет», направленным на модернизации в стране среднего профессионального образования, 1 сентября 2022 года 425 студентов Череповецкого технологического и Череповецкого металлургического колледжей начали обучение по новой программе.

По опыту «Северстали» могу сказать, что «Профессионалитет», прежде всего, позволяет сократить сроки подготовки кадров без потери качества. Новое оборудование, оснащенные лаборатории и адаптированные программы — все это дает молодому специалисту возможность на шесть месяцев быстрее влиться в рабочий процесс, а наставнику — сократить процесс адаптации студента до одного месяца. В «Северстали» для этих целей используются VR-тренажеры, которые воспроизводят условия реальных цехов (например, листопрокатного цеха или цеха прокатки и отжига) и позволяют тренировать нужные навыки безопасно и без риска остановки агрегатов. Кроме того, вместе с педагогами колледжа мы составили инфраструктурные листы для закупки оборудования, чтобы студенты обучались на станках, на которых потом они будут работать, придя на комбинат.

Возникает и социально значимый эффект с отложенным действием. Молодежь из небольших городов или сел получает возможность получить востребованную профессию с гарантированными трудоустройством и конкурентной заработной платой и остаться в регионе. В итоге обеспечивается та самая кадровая безопасность не только для бизнеса, но и для государства.

Однако компания — участник проекта сталкивается с новыми вызовами. Компания, присоединяющаяся к «Профессионалитету», обязуется наряду с государством софинансировать колледжи. Например, на реализацию проекта в Череповецком металлургическом и технологическом колледжах со стороны федерального бюджета будет выделено 200 млн руб., регионального — еще 33 млн руб. «Северсталь» в 2022 году на эти цели направит около 21 млн руб. Проблема заключается не в сумме: например, в 2021 году расходы «Северстали» на поддержку профильных учебных заведений среднего образования составили более 28 млн руб. В дальнейшем колледжи должны выйти на самоокупаемость, что будет сложно без государственной поддержки, а значит, грозит потерей набранных темпов модернизации. Решением мог бы быть пересмотр подхода к софинансированию проекта и переход на полноценное и долгосрочное трехстороннее партнерство государства, бизнеса и колледжей.

Возникает и та проблема, что педагогический и управленческий состав не всегда готов к работе в новой системе. Теперь колледж — элемент кластера («Металлургия», «Машиностроение», «Сельское хозяйство» и прочие), который взаимосвязан с работодателями отрасли и государством. У образовательных учреждений возникла необходимость развивать продуктовый подход, уже прижившийся в бизнесе. Например, создавать гибкую продуктовую линейку курсов под потребности компаний; искать и привлекать новых работодателей в регионе; просчитывать риски, связанные с рыночной ситуацией и потенциально влияющие на спрос на специалистов; повышать свою привлекательность среди молодежи.

В школьной среде отношение к образованию как к сервису вызывает споры и, наверное, справедливо: все-таки школа закладывает в ребенка не только знания, но и ценности, это тонкая работа, которую нельзя сводить к услуге. Но в случае профессионального образования ситуация немного иная: это именно новый вид услуги, ориентированный на практику. Его цель — закрыть потребности промышленности в квалифицированных рабочих кадрах. И колледжам нужно привыкать к работе в новой парадигме.

Отмечу и появление дополнительной нагрузки на преподавателей от бизнеса. В рамках «Профессионалитета» работодатели принимают участие в составлении образовательных программ и наравне с педагогами-предметниками ведут занятия. В «Северстали» в реализацию проекта вовлечено 455 человек, из которых 441 непосредственно участвует в образовательной деятельности: 16 металлургов (например, начальник цеха сортопрокатного производства) прошли педагогическое обучение и стали преподавателями профдисциплин, 425 наставников производственного обучения поддерживают учеников в практических занятиях. Во многих производственных компаниях с многолетней историей, как и у нас, сильные традиции наставничества, и работникам, занятым в этом процессе, не нужно лишний раз объяснять, почему важно уделять время обучению специалистов. Но если в компании этот институт по каким-то причинам не развит, придется провести дополнительную работу с будущими преподавателями и объяснить их интерес в обучении студентов: в будущем этим ребятам предстоит совершенствовать ваше производство.

Об авторе
Ольга Митрофанова Ольга Митрофанова Руководитель управления по развитию талантов «Северстали»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Образование"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 108,56 (+2,36)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 103,27 (+3,24)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
В высотных корпусах «Москворечья» начались продажи видовых квартирРБК и ПИК, 15:45
Лидер РПЛ проведет один матч без отстраненного за мат тренераСпорт, 15:45
Трамп стал человеком года по версии TimeОбщество, 15:43
В ЕС спрогнозировали сокращение потребления винВино, 15:33
Как вырастут штрафы для водителей после урезания скидки. ИнфографикаОбщество, 15:32
Кто займет ключевые посты в новой администрации ТрампаПолитика, 15:28
Рабочий погиб при обрушении в шахте в Свердловской областиОбщество, 15:26
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Кино о людях: как минивэн Voyah Dream стал гидом по миру винаРБК Вино, 15:17
Telegram раскрыл статистику по заблокированным каналамТехнологии и медиа, 15:16
Для управленцев-технократов: на чем будут ездить российские чиновникиРБК и Автоваз, 15:15
Биатлонисты Логинов и Шевнина выиграли индивидуальные гонки на ЧРСпорт, 15:13
Экс-тренер ЦСКА раскритиковал журналиста в Литве за вопрос о РоссииСпорт, 15:13
Москалькова сообщила о плане обмена посылками для пленных к Новому годуПолитика, 15:09
На Украине заочно приговорили Володина к 15 годам колонииПолитика, 15:07