Приходят сообщения, что «Исламское государство» перемещается в районы, которые другие группировки покинули после российского нападения. Россия, похоже, играет в ту же циничную игру, что и Асад: превращает войну в выбор между исламскими фундаменталистами и режимом, который порочен, но все равно заслуживает мировую поддержку.
Эта демонстрация российской напористости предвещает новую холодную войну, уверены многие. Но такой сценарий мне кажется маловероятным — России не хватает экономических и боевых средств для поддержания военных усилий на нескольких фронтах. Вряд ли российский народ готов платить высокую цену за агрессивную внешнюю политику.
Лоскутная Сирия
Президент России — известный энтузиаст боевых искусств, а его действия в Сирии полностью согласуются со многими их принципами. Например, в дзюдо очень важен решающий бросок, который нейтрализует сильные стороны противника и позволяет сосредоточиться на его слабостях.
Сила имеет свои пределы. Вмешательство России не поможет правительству Асада вернуть под контроль основную часть территории страны. Политика Путина может в лучшем случае создать относительно безопасные зоны.
Однако даже эта скромная цель будет очень дорогостоящей, потому что «Исламское государство» тоже становится сильнее. Недавний теракт в Анкаре показал, что террористы-смертники готовы действовать за пределами зон военных действий. Нельзя исключать их активизации в России.
Благоприятный сценарий возможен, если Россия и другие участники конфликта смогут договориться о компромиссе. Ключевой вопрос — считает ли Путин укрепление правительства Асада самоцелью или средством для достижения цели? Если верно второе, если Путин думает в терминах не только дзюдо, но и шахмат (любимой игры у многих россиян) и планирует на несколько ходов вперед, то начнется дипломатический процесс, в ходе которого можно представить, что Асад будет в какой-то момент лишен власти. Путин не отличается сентиментальностью.
В это же время Соединенные Штаты и другие страны вынуждены вести двухстороннюю политику. Одна задача — улучшить баланс боевых сил в Сирии. Это подразумевает помощь курдам и некоторым суннитским племенам, а также авиаудары по «Исламскому государству».
Анклавы безопасности должны стать результатом этих усилий. Сирия, состоящая из анклавов, может быть лучшим возможным результатом сейчас и в обозримом будущем. Ни у США, ни у кого-либо другого нет жизненно важного национального интереса в восстановлении сирийского правительства, которое управляет всей территорией страны. Необходимо лишь остановить «Исламское государство» и подобные группы.
Второй задачей будет политический процесс, в рамках которого США и другие правительства продолжат вести диалог с российской (и даже иранской) стороной. Цель в том, чтобы ослабить власть Асада и создать новое правительство, которое будет пользоваться поддержкой его сторонников и некоторых противников.
Такой сценарий может положительно повлиять на престиж Путина в мире.
Об авторах
Ричард Хаас,
президент Совета по международным отношениям
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.