Снова на экране: как участие Ксении Собчак повлияет на выборы-2018
Казалось бы, выдвижение Собчак мало напоминает изначально продуманный продукт администрации президента. Собчак будет апеллировать к молодежи, тогда как последние месяцы из всех возможных кандидатов это прерогатива единственного — который и в «Яндекс» ходит, и в «Сириусе» с юными талантами общается, и урок 1 сентября ведет, и на всемирном фестивале выступает. То есть будущее за этим кандидатом, а оттенять его в кампании должны были люди из прошлого, вспоминающие о былых поражениях. И когда обсуждались вопросы мобилизации на выборы молодежи, то тоже имелось в виду, что она должна проголосовать за Владимира Путина. А тут логика нарушается — появляется альтернативный кандидат, говорящий о будущем и рассчитывающий на голоса молодых.
Но точно так же невозможно представить себе, что Собчак независима от власти. Она уходила от нее в 2012 году, когда люди десятками тысяч шли на площади и эмоции зашкаливали. Но сейчас другое время — менее романтичное, более расчетливое. Желающих участвовать в президентских выборах кроме лидеров трех парламентских партий множество. Причем потенциальные участники выборов прекрасно понимают пределы своих возможностей — разумеется, они не рассчитывают на победу. Для них выборы — возможность заявить о себе, получить уникальные возможности для раскрутки. Однако приоритетную возможность получить неформальную санкцию на участие (причем форма этой санкции может быть разной — не только прямое благословение, но и мягкое отсутствие отказа) имеет кандидат, способный лично встретиться с Путиным. У Собчак такая возможность есть — и, судя по всему, она ее максимально использовала. Также понятно, что это было бы невозможно без участия части президентского окружения. Какой именно — возможно, в точности узнаем из мемуарной литературы.
Собчак и Навальный
Ксения Собчак может быть аналогом раннего Жириновского, только с другим знаком и с другими целями. Жириновский тоже пришел в электоральную политику в 1991 году как кандидат «против всех» — и Ельцина, и Николая Рыжкова. И прорвался, запомнился своей риторикой, необычностью на фоне привычных по стилю кандидатов. Тогда Жириновскому сильно повезло: Ельцин победил в первом туре, и домашняя заготовка тогдашнего Кремля (Жириновский перед вторым туром призывает избирателей проголосовать за Рыжкова) оказалась невостребованной. Поэтому спустя пару лет он смог вновь выйти на арену как независимый, равноудаленный от всех враждующих сторон кандидат — и выиграть думские выборы по спискам.