Окно возможностей: почему Навального вряд ли допустят на выборы-2018
Заявление Алексея Навального о намерении участвовать в президентских выборах можно рассматривать как в логике самого Навального, так и в логике власти.
Логика Навального
Логика Навального, как представляется, проста. Приговор по «делу «Кировлеса» отменен — следовательно, все электоральные ограничения в его отношении перестали действовать. Согласно действующему законодательству право быть избранным должно было вернуться к Навальному в 2028 году — суммировались пятилетний условный срок и десятилетнее «поражение в правах» после его истечения. Однако ситуация может быстро измениться — в Кирове полным ходом идет новый процесс по его делу, который вполне может завершиться обвинительным приговором. Если он вступит в силу — а это может произойти после решения суда второй инстанции, то есть уже в следующем году, — то Навальный снова превратится в «лишенца». Но пока у него есть окно возможностей, и было бы странно, если бы он его не использовал. Все же Навальный — это сильный публичный политик, который не упустит возможности повысить ставки, если это даст ему преимущество.
А сейчас повышать ставки для него особенно важно. Фактически Навальный обращается не столько к обществу (оно про 2018 год пока не думает), сколько к власти. Он дает ей понять, что если новый приговор будет обвинительным, то будет вынесен в отношении не просто лидера незарегистрированной маленькой Партии прогресса, не просто главы Фонда борьбы с коррупцией, а кандидата в президенты России. Пусть не только не зарегистрированного, но никем еще и не выдвинутого официально. Главное, что заявление сделано и оно быстро распространилось по интернету.
Причем сделал Навальный это заявление в тот момент, когда демократическая оппозиция еще не оправилась от поражения на думских выборах. «Яблоко» и ПАРНАС в сумме получили менее 3%. Выборы показали, что ни Григорий Явлинский, ни Михаил Касьянов не способны вдохновить избирателей, вызвать в них сильную эмоцию и, как следствие, побудить их прийти на избирательные участки. Даже те, кто не испытывают к этим политикам неприязни, зачастую не верят в их успех. Кризис лидерства в демократическом движении проявился на этих выборах в очередной раз.
А Навальному, можно сказать, даже повезло: он как «лишенец» в этой кампании прямо не участвовал. Да и косвенная его роль не была особенно заметной: первоначально он сотрудничал с ПАРНАС, но затем разошелся с ней. С учетом невысокого общественного интереса к кампании партии Касьянова эти действия Навального большого внимания не привлекли. И за поражение ПАРНАС он не отвечает.