Крах старых надежд: почему для Турции закрывается дверь в Европу
Недавний демарш Европарламента против продолжения переговоров о вступлении Турции в Евросоюз крайне обидел Эрдогана и его команду. Евродепутаты продемонстрировали турецкому руководству недовольство «неадекватной» реакцией на попытку государственного переворота: массовыми арестами как среди военных, так и среди гражданских лиц, преследованиями оппозиционной прессы. Впрочем, и без этого выступления европарламентариев отношения партнеров были далеко не безоблачными.
Упущенные возможности
Напомним, что стремлению турок стать участниками европейского проекта уже более 50 лет. Еще в далеком 1963 году Турция подписала договор с Европейским экономическим сообществом — предшественником ЕС, в соответствие с которым признавалось право этой страны вступить в союз европейских государств.
Шанс выпал Турции в 1978–1979 годах, когда ее пригласили вступить в ЕЭС вместе с Грецией, отношения с которой были откровенно враждебными после оккупации турецкой армией северной части Кипра. В тогдашней ситуации турки отказались от такого компромисса.
Отразился на процессе сближения военный переворот 1980 года и последовавшие за ним массовые аресты как левых, так и правых. ЕЭС приостановило процесс переговоров, они были возобновлены только после 1983 года, впрочем, без особого успеха. Европейцев можно понять — страна с быстрорастущим населением, запущенным сельским хозяйством и неэффективной экономикой не вызывала у них энтузиазма, а на саммите 1997 года ЕС даже отказался признать Турцию кандидатом на вступление в ЕС. Несколько позже европейцы одумались и в 2000 году предоставили туркам право на вступление, но выдвинули ряд условий: Турция должна реформировать законодательство о защите прав человека, сократить влияние армии на политическую жизнь страны и провести ряд других реформ.
На волне «евроэнтузиазма» в августе 2002 года турецкий парламент утвердил программу реформ, и в октябре 2004-го Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении Турции в ЕС. Впрочем, переговоры проходили крайне сложно из-за нежелания Анкары идти на уступки. Так, например, отношения партнеров осложнялись отказом Турции признать Республику Кипр. До сих пор Анкара признает только Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК), которую, кроме нее, не признал практически никто. Между тем Кипр вступил в ЕС в мае 2004 года и, соответственно, обрел право вето и не поддерживает турок.