Сирийские маневры: как Россия выбирает себе союзников и врагов
Резкая эскалация ситуации в Сирии, причем сразу на западе и востоке страны, поставила российскую дипломатию в щекотливое положение. 28 сентября президенты России и Турции провели в Анкаре за закрытыми дверями «срочный ужин». У экспертов нет сомнений в том, что именно Сирия была основной причиной для «сверки часов». В итоговом заявлении для прессы Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган вернулись к обращению «друг», не сказали о новых договоренностях, зато выразили приверженность старым, среди которых — закрепленные на переговорах в Астане сирийские зоны деэскалации.
Расчленить Идлиб
Еще 20 сентября российский генштаб обвинил американские спецслужбы в причастности к широкомасштабному наступлению радикального альянса «Хайат Тахрир аш-Шам» (в январе 2017 года в ХТШ влилась «ан-Нусра» — запрещенная в России террористическая организация) и нападению на российскую военную полицию в зоне деэскалации Идлиб, куда входят одноименная провинция и части провинций Латакия, Хама и Алеппо. После этого начались интенсивные бомбардировки позиций альянса.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу раскритиковал действия Москвы и отметил, что «новый Алеппо» поставит под сомнение соглашения в Астане. А Минобороны России утверждало, что удары наносятся только по объектам ХТШ. Тем не менее несколько групп оппозиции, принимавших участие в астанинских переговорах и противостоящих альянсу, — «Ахрар аш-Шам», «Сукур аш-Шам», «Файлак аш-Шам», заявили, что российские бомбы падают именно на них.
Сирийский режим использовал активность российских военных в зоне Идлиб и предпринял атаки на «Файлак аль-Рахман» (группу умеренной оппозиции, с которой было подписано соглашение о перемирии 18 августа 2017 года в Женеве) в двух районах другой зоны деэскалации — Восточная Гута. В свою очередь, несколько групп оппозиции на юго-западе, где гарантами режима прекращения огня выступают Россия и США, объявили, что если эскалация продолжится, то они на своем направлении начнут операции против сирийской правительственной армии. К этим заявлениям следует относиться серьезно. В конце сентября проправительственные силы показали слабость на юге, где отряды «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в России. - РБК) снова продвинулись в сторону Пальмиры. В случае активизации боевых действий на юго-западе станет очевиден дефицит сил, лояльных президенту Башару Асаду.