
Каждый раз, когда в России начинаются протесты, начинает действовать привычная формулировка: власть не принимает кадровых решений под давлением. Можно хоть сутками стоять под стенами государственных учреждений — увольнения вызвавшего недовольство чиновника не произойдет. Логика простая: уступки только провоцируют новые требования, демонстрируя слабость власти. Нынешнее поколение руководителей прекрасно помнит эпоху перестройки, когда Михаил Горбачев шел на уступки, маневрировал, стремился сохранить убывающую популярность. Этот пример, учитывая последствия, воспринимается как крайне отрицательный, которому подражать ни в коем случае не стоит.
Неожиданная отставка
И вдруг кемеровский губернатор Аман Тулеев отправляется в отставку через неделю после пожара в «Зимней вишне» — после бурных митингов, на которых звучали резкие обвинения в адрес власти. Еще накануне отставки многие были уверены, что Тулеев продержится до конца мая, когда после президентской инаугурации его можно было бы спокойно отправить на заслуженный отдых. И сам Тулеев стал по своему разумению наводить порядок в своей администрации, увольняя ответственных за внутреннюю политику, допустивших выход народа на площадь, но не имеющих отношения к причинам трагедии. И вдруг отставка. Сразу же возник вопрос о том, не является ли кемеровский случай исключением из негласного правила, а может быть, и прецедентом на будущее? Но обстоятельства ухода Тулеева показывают, что привычного принципа она не нарушает.
Отставка кемеровского губернатора была согласована заранее, вопрос предметно обсуждался уже в прошлом году, и были выработаны договоренности. Полностью реконструировать их характер без инсайда вряд ли возможно, хотя «утечки» говорят о том, что речь шла о неформальных гарантиях для губернатора и его ближнего круга. Очевидно, что Тулеев не смог добиться права определить своего преемника. Таковым был согласован Сергей Цивилев, считающийся протеже Геннадия Тимченко, для Кемеровской области человек новый. В нынешнем году произошло «вхождение» Цивилева в регион: он был назначен вице-губернатором.
И одной из двух реальных причин возможной отсрочки ухода Тулеева был вопрос о преемнике. В кризисной ситуации к Цивилеву возникли две противоположные претензии — что он обидел потерявшего на пожаре свою семью кемеровчанина Игоря Вострикова и что встал на колени перед участниками митинга. То есть проявил и невыдержанность, и слабость, причем последняя в существующей логике считается более неприятным фактором, так как напоминает об Украине. Если бы начался поиск нового преемника, это заняло бы некоторое время. Второй причиной был уровень протестных настроений: если бы требования отставки продолжались, власть вряд ли бы уступила.