Что делать предпринимателям после ареста Евтушенкова
С 2007 года я занимаюсь общественной деятельностью. Сначала добивалась справедливости для себя, спасала свой бизнес, потом создала общественную организацию «Бизнес солидарность», которая обьединяла предпринимателей. Мы разрабатывали способы защиты для тех, кто в первый раз сталкивался с системой, вытаскивали друг друга из тюрем. Я много писала и говорила о схемах, которые коррумпированные правоохранители выстраивали, опираясь на некачественные законы, на обвинительную систему правосудия. На множестве круглых столов, конференций, «рабочих групп» было возможно обсуждать необходимые изменения Уголовного кодекса. Создавая общественный резонанс вокруг конкретных дел, удавалось привлечь внимание «высокого начальства» и останавливать зарвавшихся правоохранителей. Тогда все это имело смысл.
Тогда - это в 2008-2012 годах. Сейчас больше не к кому обращаться. Нет ни одной площадки экспертов в области бизнеса или экономики, на которой имеет смысл выступать и тратить время — они не оказывают никакого влияния на процесс принятия решений. Вдохновляющее, часто цитируемое выражение того времени «Хватит кошмарить бизнес» вызывает теперь лишь горькую усмешку: защита бизнеса проиграна. Защита невозможна в условиях, когда весь государственный аппарат работает на уничтожение бизнеса. Инвестиции? Климат? Это мало кого интересует.
Последний пример - дело Владимира Евтушенкова. Министр экономического развития Алексей Улюкаев признал, что дело «Башнефти» повлияет на инвестиционный климат, но сказал, что аналогии с делом ЮКОСа здесь некорректны: «Каждый случай — это отдельный случай». И нет возможности ему возразить, сказав, что тысячи отдельных случаев - это система, которая давно обкатана на многих и многих предпринимателях.
Улюкаев выступил и продолжил дальше заниматься государственными делами, а Евтушенков будет сидеть на хозяйстве в Жуковке и думать, как его переиграли и что теперь важнее - стоимость актива или личная свобода. Год, полтора будет тянуться следствие, за это время «Башнефть» превратится в компанию без стоимости, а основные активы в итоге будут переведены на кого-то еще. Генпрокуратура уже выступила с предложением о передаче акций в пользу государства, то есть о национализации «Башнефти». Как повлияет это событие на инвестиционный климат? Да никак. Его уже нет.
Уголовное дело в России давно уже является прекрасным способом избавиться от владельца, снизить стоимость бизнеса или просто получить бизнес задаром. Это отработанный, действующий как часы механизм, который работает и против крупного бизнеса, и против небольших компаний. Поэтому дело Евтушенкова и «Башнефти» – естественное проявление того бизнес-климата, который начал складываться в нашей стране еще в 2004-2005 годах, после начала дела ЮКОСа. Именно тогда правоохранители всей страны быстро поняли, что именно они определяют, каким будет инвестиционный климат в России.