Как сохранить свои сбережения: что можно позаимствовать у ЦБ Швейцарии?
Рубль не стабилен, ставки по валютным депозитам неуклонно скатываются до нулевых значений, доходность по облигациям в евро и долларах США минимальна, а вдобавок еще постоянные проблемы с надежностью банков, как в России, так и за рубежом. В этой ситуации представляют интерес те нововведения, которые используют для сохранения своих активов центральные банки развитых стран. К числу самых передовых в этом деле относится Центральный банк Швейцарии. Как он решает задачу сохранения своих активов и чему у него можно поучиться?
Центральные банки как консервативный инвестор
Традиционно центральные банки развитых стран стараются держать основную часть своих резервных активов в золоте. Так поступают, например, США, где удельный вес золота составляет 72,2% (здесь и далее приведены данные на 1 января 2016 года). Основной упор на этот драгоценный металл делают и такие страны, как: Германия — 66,3%, Италия — 64,0%, Франция — 60,0%. Понятно, что частному инвестору перенимать такой подход достаточно рискованно, уж слишком большой перекос в сторону одного актива.
Более предпочтительным представляется вариант, где инструменты из классического набора консервативного инвестора используются в комплексе, более сбалансированно. В этом плане хорошим примером может служить ЦБ России. Международные резервы нашей страны оставляют около $368,4 млрд. Они состоят из трех основных компонентов: долговые ценные бумаги зарубежных стран — $270,9 млрд (73.5%), золото — $48,6 млрд (13.2%), наличная валюта и депозиты — $36,8 млрд (почти 10%).
Отличный пример для подражания, которым могли бы воспользоваться частные инвесторы лет 5–10 тому назад. Однако в настоящее время такой портфель вряд ли имеет хорошие шансы сохранить и приумножить ваш личный капитал.
Куда инвестируют швейцарцы?
В последнее время на арену выходят новые веяния — центральные банки начинают активно нарушать, казалось бы, незыблемые правила консервативного инвестора и инвестируют свои средства в акции зарубежных компаний. Наиболее активным игроком здесь оказался ЦБ Швейцарии. В настоящее время его вложения в акции составляют 20% от всех зарубежных активов этого финансового института.
Общая стоимость инвестиций в ценные бумаги составляет порядка $130 млрд. Вот пять компаний, которые занимают первые места в списке вложений на конец второго квартала 2016 года: Apple — $1,66 млрд, Microsoft — $1,22 млрд, Exxon Mobil — $1,09 млрд, Johnson & Johnson — $1,01 млрд и Amazon — $0,864 млрд.
Интересно, что в начале своих новаций (2005 год) Центральный банк Швейцарии покупал только акции крупных компаний развитых стран, затем начал обращать внимание и на небольшие компании. А совсем недавно включил в свой список и бумаги развивающихся стран. Если судить по отчетности 13 F, то только компаний, котирующихся на американском фондовом рынке, в списке швейцарского банка сейчас насчитывается около 100.
Сам банк не дает детальную информацию о своих инвестициях. Правда, его краткие комментарии помогают пролить свет на некоторые принципы формирования портфеля. Основной приоритет отдается надежности портфеля инвестиции, а не его доходности. При этом швейцарский регулятор активно не управляет своими вложениями, а подбирает их состав, ориентируясь на структуру ряда страновых и глобальных индексов.
На путь инвестиций в акции встали и главные финансовые институты Японии, Израиля и других стран. Правда, Япония предпочитает вложения в местные компании, а ЦБ Израиля делает это глобально, но не самостоятельно — использует профессиональных управляющих.
Как сохранить личный капитал в новых условиях?
Тот факт, что идея существенного использования акций в консервативных портфелях все больше и больше пробивает себе дорогу в центральных банках разных стран, неслучаен. Основная цель подобных нововведений заключается в том, чтобы обезопасить себя от резкого падения спроса на облигации, которые традиционно играют большую роль в банковских резервах, и по возможности позитивно воздействовать на доходность инвестиционного портфеля. Полагаю, что швейцарский опыт может быть использован и частными инвесторами, перед которыми также стоит задача сохранить свой капитал на длинную перспективу.
Однако не следует подходить к этому вопросу чисто механически. Размер и структура инвестиций в акции должна отличаться от случая к случаю. Например, если вам 55–60 лет и ваши сбережения не очень большие, то лучше вообще не трогать ценные бумаги отдельных компаний, за исключением надежных облигаций.
А вот в случае такого же возраста, когда величина вашего состояния предполагает, что весомая часть его будет передана следующему поколению, то нет нужды держать все деньги в сугубо консервативных инвестициях. Здесь вы можете смело направить 15–20% своих сбережений в акции. Правда, я бы ограничился чем-то не очень агрессивным и рискованным. Например, это могут акции крупных глобальных производителей питания, лекарств, известных технологических компаний.
Для очень состоятельных инвесторов покупка акций в рамках портфеля, нацеленного на сохранение капитала, может быть гораздо сложнее и интереснее. Здесь уже речь идет об одной из задач wealth management. В ее основе лежит фактор времени. Так, исходя из планов и целей той или иной семьи, определенная часть портфеля может быть нацелена на 1–2 года, другая — на 3–5 лет, а что-то, возможно, должно будет сработать и через 5–10 лет (или даже больше). Может случиться так, что воспользоваться этими результатами смогут уже ваши дети или даже внуки. Подобная временная структура должна учитываться и при оценке эффективности инвестиций.
Вложения в акции — дело весьма сложное и рискованное. С чего следует начать тем, кто хочет воспользоваться швейцарским опытом? Полагаю, что первым делом необходимо провести тщательную «ревизию» своих вложений. По своему опыту знаю, что многие инвесторы легко назовут вам банк или инвестиционную компанию, где находятся их деньги, но не всегда в курсе, что с ними там делают.
Финансовые институты (особенно западные) сейчас так зарегулированы, что они зачастую больше беспокоятся о том, как бы не нарушить какие-либо предписания надзирающих органов, нежели о реальной доходности клиентских денег. Так что сейчас самое время получить независимое «второе мнение» о ваших инвестициях и об их перспективах. Только затем можно начинать выбирать между бумагами McDonalds и Facebook.