Проклятый август: что ожидает рубль в последний летний месяц
ЦБ не позавидуешь
Июльское падение рубля, происходящее на наших глазах темпами, сравнимыми с осенней девальвацией 2014 года, не осталось незамеченным ни бизнесом, ни населением. Судя по опубликованному на сайте Банка России опросу фонда «Общественное мнение», уже в июне зафиксирован первый рост инфляционных ожиданий населения после периода стабилизации. А сейчас на фоне стремительного обвала рубля резко усилились девальвационные настроения. Теперь население всерьез опасается, что падение рубля скоро отразится на ценах в магазинах.
Банки фиксируют рост объемов средств на валютных счетах компаний, а население отправилось к обменным пунктам переводить остатки накоплений в доллары. И вот в таких условиях 31 июля совет директоров Банка России соберется на очередное заседание по ключевой ставке. Честно говоря, Банку России сейчас не позавидуешь. Инфляционное таргетирование проваливается, стабильность валютного и финансового рынков находится под угрозой, а экономика пока даже не думает начинать рост.
Чтобы ответить на вопрос, сколько будет стоить доллар в августе, стоит посмотреть на основные причины июльского падения рубля и понять, какие из них продолжат влиять на национальную валюту. Причин падения рубля, по сути, всего три: цены на нефть, изменение процентных ставок центральными банками и движение капитала, вызываемое как внешними, так и внутренними обстоятельствами в основном экономического характера.
Эра дешевых денег закончилась
Цены на нефть снижаются уже два месяца подряд. Увеличение объемов добычи в США, Саудовской Аравии и России пока превышают рост мирового спроса на углеводородное сырье. К этому добавляются опасения, что Иран после отмены санкций вдвое увеличит поставки нефти, и фобии аналитиков, опасающихся замедления китайской экономики из-за обвала фондового рынка в стране.
Но с нефтью не все так плохо, как кажется. Фактор Ирана и Китая — это скорее эмоции нефтетрейдеров, чем реальный анализ ситуации. Ирану потребуется несколько лет и $50 млрд новых инвестиций, чтобы вернуть добычу нефти на досанкционный уровень, а делать выводы относительно перспектив китайской экономики лишь на основании динамики фондовых индексов по меньшей мере некорректно. Да и Ближний Восток, к сожалению, превращается в зону постоянных конфликтов, поэтому сценарий падения нефти на уровень $40 за баррель представляется маловероятным.
Главный риск для всех международных рынков сейчас заключается в возможном повышении ставки ФРС США и в том, что таких повышений в будущем может быть несколько. Мир рискует распрощаться с эрой дешевых денег и вступить в эпоху валютных войн и глобальных движений капитала. Первое, что может произойти после повышения ставки ФРС, — это отток капитала со всех развивающихся рынков и падение цен на сырьевые товары. Именно эта угроза перед заседанием Комитета по открытым рынкам ФРС США (оставить ставку на уровне 0–0,25%) давила и на рубль, и на российские ценные бумаги, и на нефтяные котировки, да и на рыночные активы во всем мире.
«Проклятье» обойдет стороной
Чем может ответить наш Центральный банк, если изменения политики процентных ставок ФРС США в недалеком будущем приведут к дестабилизации финансового рынка? Очевидно, симметричным решением по ключевой ставке и увеличением предложения долларов по операциям РЕПО. ЦБ вряд ли откажется от пополнения резервов, поскольку этот вопрос относится к долгосрочной стабильности платежного баланса страны и находится в политической плоскости. Вполне возможны паузы в покупках валюты со стороны ЦБ, но отнюдь не полное прекращение интервенций.
А для снижения девальвационных ожиданий Банку России будет достаточно 31 июля объявить о сохранении ключевой ставки на текущем уровне 11,5% до следующего заседания 11 сентября 2015 года и приостановить хотя бы на месяц ежедневную скупку валюты на бирже (ЦБ сообщил, что приостановил покупку валюты на бирже 29 июля).
Греческий кризис и проблемы еврозоны отошли в сторону, а страхи относительно Китая сейчас во многом преувеличены. Возможно, стоит серьезно отнестись к росту цен на продовольствие из-за засух, вызванных во многих регионах мира эффектом Эль-Ниньо, ведь это тоже в конечном итоге отразится на нашем индексе потребительских цен. Кроме того, не стоит забывать, что осенью российским компаниям и банкам предстоят большие платежи по внешним долговым обязательствам. Но это будет не сейчас.
Судя по всему, проклятие катастрофического августа в этом году обойдет Россию стороной. Почти все, что могло случиться плохого для российского финансового рынка, уже случилось в июле. А в августе нас ждет вполне привычное или, как говорят трейдеры, боковое движение котировок доллар/рубль в диапазоне 55–60 руб. за доллар. Сейчас не время нервничать, время готовиться к осени.