Лента новостей
СМИ сообщили о госпитализации медиамагната Руперта Мердока Общество, 02:36 Трамп усомнился в преднамеренности удара Ирана по беспилотнику США Политика, 02:07 Президент Грузии прокомментировала призыв Саакашвили к неподчинению Политика, 01:52 Читай по ногам: как работает язык тела. Тест Партнерский материал, 01:21 Полиция Грузии применила водометы против демонстрантов в Тбилиси Политика, 01:10 Полиция разогнала митинг у здания парламента Грузии Политика, 01:05 Прокуратура Киева подтвердила факт самоубийства депутата Рады Тымчука Общество, 00:47 Совет ЕС допустил непризнание выданных жителям Донбасса паспортов России Политика, 00:07 Минздрав сообщил о десятках пострадавших у здания парламента в Тбилиси Общество, 00:03 «Ростелеком» раскритиковал передачу монтажа дорожных камер одной компании Технологии и медиа, 00:03 ВЭБ подал иск к Украине в Стокгольмский арбитраж Финансы, 00:02 МВД после линии с Путиным заявило о деле против застройщика в Реутово Бизнес, 00:01 Хорошо ли вы спите. Тест РБК и Philips, 20 июн, 23:59 Посольство США в Грузии обратилось к протестующим в Тбилиси Политика, 20 июн, 23:38
Мнение ,  
0 
Антон Табах Коммунальное бремя: как ЖКХ помогает России оставаться бедной страной
Многолетний курс на 100-процентную оплату коммунальных услуг гражданами принес свои плоды. В стране сложилась система, перекошенная в сторону интересов поставщиков, управляющих компаний и застройщиков

Долговой круг

Россия — одна из стран с самой низкой доступностью жилья и низкой обеспеченностью жильем на фоне не только развитых, но и развивающихся стран. Совокупная задолженность населения по ЖКХ превысила 270 млрд руб. и продолжает увеличиваться. При установленном федеральным законодательством максимуме расходов на ЖКХ в 22% дохода семьи многие семьи под разными предлогами не получают полных субсидий и входят в заколдованный круг долга и отключений услуг. Управляющие компании воспринимают как норму среднюю задолженность в два месяца.

Существенная часть проблем во взаимоотношениях коммунальщиков и потребителей возникает от слабой информированности и низкой финансовой грамотности собственников и нанимателей. Вместо переговоров с управляющей компанией или ТСЖ либо корректным обращением за субсидией нередко граждане идут в микрофинансовую организацию (и долговую петлю!) или же накапливают многомесячные задолженности и имеют дело с судебными приставами. Жильцы не до конца понимают свои права и возможности контроля за учетом потребления услуг и их корректностью даже без создания ТСЖ. Наконец, во многих регионах рынок управления недвижимостью сильно монополизирован, и это используется для выжимания максимума соков из населения.

Обсуждаемое привлечение коллекторов и возможность наложения взысканий на единственное жилье могут еще больше перекосить систему в сторону прав управляющих компаний и поставщиков услуг. В стремлении выбить долги поставщики нередко идут на действия, прямо запрещенные законом, — отключение тепла в зимнее время у многодетных семей и инвалидов, несоблюдение процедур. Возможность получения судебных приказов и прямое взыскание долгов через банки с этого года стали доступны по коммунальным долгам, и уже возникли первые скандалы. Приглашение коллекторов может увеличить сборы, но за счет роста социальной напряженности и личных трагедий у конкретных семей.

В некоторых странах (например, в ЮАР) право на доступ к воде и базовым коммунальным услугам закреплено в Конституции за каждым гражданином. Есть гарантированный минимальный объем коммунальных услуг, который предоставляется безвозмездно для обеспечения социальной справедливости и снижения усилий по взысканию долгов. В рамках такой концепции электричество для освещения и вентиляции и вода должны быть правом человека вне зависимости от доходов или же выплат по кредитам. В России в свое время был взят курс на искоренение перекрестного субсидирования и введение субсидий как основного инструмента помощи малоимущим. Однако в силу сложности процесса помощь доходит далеко не до всех.

Поиск баланса

Система взносов на капитальный ремонт и вопросы расселения ветхого жилья также требуют разъяснений для населения и региональных властей. Сформированная система непрозрачна, включение зданий в планы расселения проводится так, что туда часто попадают не наиболее нуждающиеся, а самые голосистые. Переход к налогам на недвижимость по кадастровой оценке также создает источник давления для собственников. Процедура оспаривания кадастровой оценки, которая во многих регионах уже оказалась выше рыночной, достаточно сложная и непонятная для граждан. При этом муниципальные власти имеют прямой интерес в ее завышении для повышения собственных доходов, весьма ограниченных в рамках существующей системы.

В свое время услуги ЖКХ в России активно субсидировались, а тарифы были заниженными. Многолетнее выстраивание системы, нацеленной на 100-процентную оплату услуг, дало свои плоды. Однако получившаяся структура сильно перекошена в сторону поставщиков услуг, оставляя в сложном положении «работающих бедных» и пенсионеров. При этом продажа жилья далеко не всегда может быть произведена быстро и без существенного ухудшения положения собственника.

Важно понимать, что жилищная политика должна держать в фокусе не интересы застройщиков, управляющих компаний или же покупателей новостроек. В соблюдении баланса интересов и предоставлении услуг всем, в том числе незащищенным группам, и есть ее самая большая сложность. Повышение грамотности в финансовых вопросах, умение защитить свои права и финансовые интересы позволят снизить конфликтность и оздоровить ситуацию на рынке в интересах и поставщиков услуг, и строителей, и властей, и населения. Продолжение роста тарифов ЖКХ быстрее инфляции, усиление налогового давления, появление новых сборов, таких как взносы в фонд капремонта, могут окончательно добить благосостояние граждан, особенно на фоне снижающихся доходов. Рост конкуренции и повышение прозрачности в предоставлении коммунальных услуг должны стать целью коммунальной политики на стороне предложения. А вот со стороны спроса на услуги механизмы должны быть иными: активное просвещение, развитие внесудебного разрешения споров и медиации, стимулирование управляющих к более дружественным отношениям с потребителями. Это помогло бы снизить конфликтность и оздоровить ситуацию на рынке.

Об авторах
Антон Табах главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА», доцент ВШЭ
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.