Какая торговая политика нужна во время продовольственного кризиса
На рост стоимости продовольственных товаров немедленно отреагировала прокуратура: началась проверка ценообразования в розничной торговле, свидетельствующая о пристальном внимании государства к этой проблеме. Возможно, прокурорский контроль над розничными ценами повлияет и на добросовестность производителей при формировании отпускной цены на продукцию.
Например, оптовые цены производителей за 2014 год на сахар выросли на 78%, тогда как розничные – только на 63%. Ретейл не заинтересован в повышении цен и падении покупательной способности населения, ведь это ведет к сокращению оборота и снижению рентабельности бизнеса. Поэтому, как мы видим на примере сахара – а ситуация похожа и по другим товарам, – розничная торговля реально демпфирует, сдерживает рост цен.
Вероятно, обвал курса рубля наиболее явно повлияет на розничные цены на продовольственные товары в первом-втором кварталах 2015 года; это так называемый отложенный эффект падения национальной валюты. В конце прошлого года ретейл продавал запасы, приобретенные при более низком валютном курсе. Далее заморозить цены розница не может, иначе она и вовсе потеряет возможность закупать подорожавший товар, что приведет к дефициту и дальнейшему удорожанию продуктов.
Рецепт выхода из такой ситуации только один: максимальное высвобождение предпринимательской инициативы как в сфере торговли, так и в производстве потребительских товаров, прежде всего продуктов питания. Чем больше будет торговых объектов: магазинов, киосков, павильонов, лотков, мобильных объектов, ярмарок, рынков, – тем больше возможностей для сбыта товаров наших производителей. Это позволит вовлечь в оборот значительные резервы продукции малых и средних производств, фермерских и личных хозяйств. А чем больше конкуренция, тем ниже цены. Развитие отечественного производства продуктов питания и сырья позволит в гораздо меньшей степени зависеть от колебаний валютного курса.
Сейчас Минпромторг предлагает дальнейшие меры по стабилизации положения на продовольственном рынке. В целом можно выделить из них четыре главных условия сдерживания цен.
1. Считать приоритетными и подлежащими безусловной поддержке любые инициативы предпринимателей, направленные на открытие, увеличение и расширение торгового и производственного бизнеса. Прежде всего это должно касаться малого и среднего бизнеса.
Для этого необходимо:
– снять все излишние административные барьеры, мешающие бизнесу открывать и развивать новые торговые объекты;
– упростить процедуры строительства магазинов, открытия нестационарных и мобильных объектов, ярмарок и рынков и легализовать их, в случае если они еще не урегулированы законом;
– прекратить все административные меры со стороны властей любого уровня по сокращению, приостановлению деятельности и закрытию любых торговых объектов – стационарных, нестационарных, рынков и т.д.
2. Продлить действующим хозсубъектам:
– договоры аренды государственных и муниципальных помещений, занимаемых магазинами, земельных участков;
– договоры, разрешения и иные права на ведение нестационарной, мобильной, ярмарочной, рыночной торговли без каких-либо препятствий на существующих или более льготных условиях, чтобы сохранить их торговую деятельность и дать возможность стабильно работать с уверенностью в завтрашнем дне.
Уверенность розничного торговца в завтрашнем дне даст такую же уверенность отечественному производителю и сигнал ему к увеличению производства.
3. Сделать рост числа магазинов и торговых объектов всех форматов зоной персональной ответственности руководителей региональной и муниципальной власти. Закрытие магазина и торговой точки, независимо от их размера, должно восприниматься как ЧП и удар по отечественному производителю, занятости и экономике в целом.
4. В качестве меры поддержки нуждающихся необходимо использовать механизм адресной продовольственной помощи по типу food stamps – субсидирование государством покупок малоимущим гражданином определенного набора свежих продуктов питания местного производства через обычные розничные магазины. Это один из самых действенных и эффективных механизмов, позволяющих поддержать потребление и производство отечественных продуктов, а также местной розничной торговли.
Для выполнения первых трех условий не требуется государственных инвестиций. Нужна лишь твердая политическая воля, а также тесное взаимодействие с предпринимательским сообществом. Все четыре условия можно реализовать в кратчайшие сроки. Это поможет обозначить дальнейший ориентир поддержки рынка и потребления. Минпромторгом уже утверждена Стратегия развития торговли на 2015–2016 годы, разрабатываются законопроекты, но необходимо, чтобы уже сейчас все профильные органы власти начали работу в рамках единой торговой политики.
Только неукоснительное и незамедлительное выполнение приведенных четырех условий позволит предотвратить обеднение широких слоев населения, высвободить предпринимательскую активность граждан и обеспечить рост объемов экономики страны. Эти меры позволят увеличить занятость и дать толчок росту внутреннего производства и реальному, а не мнимому импортозамещению.