Лента новостей
Макгрегор опубликовал фотографию с загипсованной рукой Спорт, 09:58 Власти в Индии проверят школы и колледжи после гибели учеников при пожаре Общество, 09:46 Инстаграм богов Олимпа: как сделать незаурядную фотографию РБК Стиль и HUAWEI, 09:25 Вызов единству: что решается на выборах в Европейский парламент Политика, 09:25 В Киеве заявили о невозможности отказа от торговли с Россией Политика, 09:13 Законопроект США обяжет собрать данные обо всех участниках Nord Stream 2 Экономика, 09:00 Число пострадавших в столкновениях с полицией в Джакарте возросло до 900 Общество, 08:38 Три человека погибли в аварии на Ленинградском шоссе Общество, 07:57 НАТО примет новую военную стратегию из-за «ядерной угрозы» от России Политика, 07:25 Назначенный Зеленским глава Генштаба назвал Крым «плохим остатком» СССР Политика, 06:48 Власти Франции допустили версию теракта в расследовании взрыва в Лионе Общество, 06:05 Родителей участницы «прощальной вечеринки» во Владивостоке оштрафуют Общество, 05:54 В московском метро закрыли три станции на фиолетовой ветке Общество, 05:30 В Дагестане за час произошло два землетрясения Общество, 04:48
Мнение ,  
0 
Арсений Мамедов Дальнобойный бюджет: что потеряют регионы при отмене транспортного налога
Предложенная президентом частичная отмена транспортного налога, призванная успокоить дальнобойщиков, может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов

Тройной налог

На большой пресс-конференции Владимира Путина были затронуты вопросы реформирования налогообложения транспортных средств. Очевидно, что они возникли в связи c акциями протеста дальнобойщиков, с которых через систему «Платон» стали собирать плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами массой cвыше 12 т.

В качестве компромиссного варианта президент предложил правительству рассмотреть возможность отмены транспортного налога для транспортных средств, подпадающих под действие нового платежа. Последствия этого предложения можно рассматривать как с точки зрения налогоплательщиков — владельцев большегрузов, так и с точки зрения бюджетной системы (поступлений налогов и платежей).

О «несправедливости» двойного (транспортный налог и сбор с большегрузов) и даже тройного налогообложения (с учетом акцизов на бензин) сказано уже достаточно много. Но как повлияет отмена транспортного налога на большегрузы на бюджетную систему?

Из бюджета в бюджет

Новый сбор с большегрузов в рамках системы «Платон» в настоящее время взимается только при проезде по дорогам федерального значения, и соответствующие платежи поступают в Федеральный дорожный фонд. С точки зрения наполняемости Федерального дорожного фонда новый сбор призван компенсировать перераспределение доходов от акцизов на нефтепродукты, которые с 1 января 2015 года полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ (до этого 28% поступало в федеральный бюджет). В свою очередь перераспределение акцизов было произведено, чтобы компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов в условиях снижения с 2015 года ставок акцизов на нефтепродукты.

Теперь предлагается отменить транспортный налог для большегрузов, который полностью зачисляется в региональные бюджеты, что, очевидно, приведет к появлению новых выпадающих доходов.

Цена вопроса?

В 2014 году, согласно данным ФНС РФ, в целом по России было собрано 117,5 млрд руб. транспортного налога: 27,2 млрд руб. с юридических лиц и 90,3 млрд руб. с физических. При этом с владельцев грузовиков с мощностью двигателя свыше 200 л.с. было собрано 25,6 млрд руб., или 21,8% от всех сборов транспортного налога. Много это или мало?

Необходимо учитывать, что транспортный налог и акцизы на нефтепродукты являются главными источниками формирования региональных дорожных фондов. После создания в 2012 году этих фондов такие виды налоговых доходов, по сути, стали целевыми и должны направляться исключительно на ремонт и строительство дорог. Поэтому для оценки последствий частичной отмены транспортного налога надо понять, какую именно часть дорожных фондов могут потерять регионы.

В сумме поступления от транспортного налога и акцизов на нефтепродукты, зачисляемые в региональные бюджеты, по итогам 2014 года составили 382,6 млрд руб. Если предположить, что соотношение не изменится, регионы могут потерять порядка 6–7% той части объема своих дорожных фондов, которая формируется за счет налоговых доходов, то есть без учета федеральных трансфертов. В целом это достаточно много, и предложенная частичная отмена транспортного налога может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов и, соответственно, строительством и ремонтом дорог.

Полная отмена транспортного налога

В результате получается следующая картина: Федерация сначала компенсировала регионам выпадающие доходы, перераспределив в их пользу 100% акцизов на нефтепродукты, потом ввела новый сбор для повышения наполняемости уже федерального дорожного фонда, а теперь снова предлагает меры, приводящие к снижению доходов бюджетов субъектов в части, формирующей уже их дорожные фонды. С точки зрения межбюджетных отношений подобные решения требуют соответствующих компенсирующих мер либо в виде увеличения трансфертов из федерального бюджета на дороги, либо, например, повышения ставок акцизов на бензин.

Одним из способов решения возникшей проблемы могла бы стать не частичная, а полная отмена транспортного налога для всех автомобилей при соответствующем повышении ставок акцизов на нефтепродукты. Другой вариант — распространение действия сборов в рамках системы «Платон» на дороги регионального значения с зачислением соответствующих сборов в региональные дорожные фонды.

Об авторах
Арсений Мамедов заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.