Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Почему бунтарь Моцарт живет в Театральном доме на Патриарших РБК и Галс-Девелопмент, 07:12
Ученик открыл стрельбу в школе под Пермью Общество, 07:08
Основным кандидатом в детские омбудсмены стала глава института воспитания Политика, 07:00
Циклон на Сахалине привел к отключению света и человеческим жертвам Общество, 06:46
Три человека погибли при пожаре в Санкт-Петербурге Общество, 06:43
Додо пицца, Револют и Gett: как они организовали командировки РБК и Smartway, 06:20
Белоусов оценил стоимость энергоперехода для России Экономика, 06:06
«Мир» начнут подключать к Google Pay с 26 октября Технологии и медиа, 05:54
В Германии предложили наладить диалог с Россией из-за ситуации с газом Политика, 05:01
Россияне назвали профессии, вакцинацию для которых сочли обязательной Общество, 05:00
Счетная палата назвала риски для роста российской экономики Экономика, 04:37
Счетная палата назвала факторы укрепления рубля в 2022 году Экономика, 04:15
Россияне рассказали, в каких сферах хотят открыть бизнес Бизнес, 04:00
Facebook откроет 10 тыс. рабочих мест для создания «метавселенной» Технологии и медиа, 03:37
Мнение ,  
0 
Арсений Мамедов

Дальнобойный бюджет: что потеряют регионы при отмене транспортного налога

Предложенная президентом частичная отмена транспортного налога, призванная успокоить дальнобойщиков, может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов

Тройной налог

На большой пресс-конференции Владимира Путина были затронуты вопросы реформирования налогообложения транспортных средств. Очевидно, что они возникли в связи c акциями протеста дальнобойщиков, с которых через систему «Платон» стали собирать плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами массой cвыше 12 т.

В качестве компромиссного варианта президент предложил правительству рассмотреть возможность отмены транспортного налога для транспортных средств, подпадающих под действие нового платежа. Последствия этого предложения можно рассматривать как с точки зрения налогоплательщиков — владельцев большегрузов, так и с точки зрения бюджетной системы (поступлений налогов и платежей).

О «несправедливости» двойного (транспортный налог и сбор с большегрузов) и даже тройного налогообложения (с учетом акцизов на бензин) сказано уже достаточно много. Но как повлияет отмена транспортного налога на большегрузы на бюджетную систему?

Из бюджета в бюджет

Новый сбор с большегрузов в рамках системы «Платон» в настоящее время взимается только при проезде по дорогам федерального значения, и соответствующие платежи поступают в Федеральный дорожный фонд. С точки зрения наполняемости Федерального дорожного фонда новый сбор призван компенсировать перераспределение доходов от акцизов на нефтепродукты, которые с 1 января 2015 года полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ (до этого 28% поступало в федеральный бюджет). В свою очередь перераспределение акцизов было произведено, чтобы компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов в условиях снижения с 2015 года ставок акцизов на нефтепродукты.

Теперь предлагается отменить транспортный налог для большегрузов, который полностью зачисляется в региональные бюджеты, что, очевидно, приведет к появлению новых выпадающих доходов.

Цена вопроса?

В 2014 году, согласно данным ФНС РФ, в целом по России было собрано 117,5 млрд руб. транспортного налога: 27,2 млрд руб. с юридических лиц и 90,3 млрд руб. с физических. При этом с владельцев грузовиков с мощностью двигателя свыше 200 л.с. было собрано 25,6 млрд руб., или 21,8% от всех сборов транспортного налога. Много это или мало?

Необходимо учитывать, что транспортный налог и акцизы на нефтепродукты являются главными источниками формирования региональных дорожных фондов. После создания в 2012 году этих фондов такие виды налоговых доходов, по сути, стали целевыми и должны направляться исключительно на ремонт и строительство дорог. Поэтому для оценки последствий частичной отмены транспортного налога надо понять, какую именно часть дорожных фондов могут потерять регионы.

В сумме поступления от транспортного налога и акцизов на нефтепродукты, зачисляемые в региональные бюджеты, по итогам 2014 года составили 382,6 млрд руб. Если предположить, что соотношение не изменится, регионы могут потерять порядка 6–7% той части объема своих дорожных фондов, которая формируется за счет налоговых доходов, то есть без учета федеральных трансфертов. В целом это достаточно много, и предложенная частичная отмена транспортного налога может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов и, соответственно, строительством и ремонтом дорог.

Полная отмена транспортного налога

В результате получается следующая картина: Федерация сначала компенсировала регионам выпадающие доходы, перераспределив в их пользу 100% акцизов на нефтепродукты, потом ввела новый сбор для повышения наполняемости уже федерального дорожного фонда, а теперь снова предлагает меры, приводящие к снижению доходов бюджетов субъектов в части, формирующей уже их дорожные фонды. С точки зрения межбюджетных отношений подобные решения требуют соответствующих компенсирующих мер либо в виде увеличения трансфертов из федерального бюджета на дороги, либо, например, повышения ставок акцизов на бензин.

Одним из способов решения возникшей проблемы могла бы стать не частичная, а полная отмена транспортного налога для всех автомобилей при соответствующем повышении ставок акцизов на нефтепродукты. Другой вариант — распространение действия сборов в рамках системы «Платон» на дороги регионального значения с зачислением соответствующих сборов в региональные дорожные фонды.

Об авторе
Арсений Мамедов Арсений Мамедов заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.