Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Минобороны ответило Пентагону про вывод российских войск из Сирии 10:50, Политика Дворкович заявил об отсутствии вопроса смены главы Росавиации 10:48, Политика Сенаторы поддержали использование герба на сувенирах 10:41, Политика Неизвестная поклонница передала Улюкаеву пять белых роз 10:40, Общество Япония решила ввести новые санкции против КНДР 10:34, Политика Российский нападающий единолично возглавил список лучших бомбардиров НХЛ 10:34, Спорт Акции Промсвязьбанка рухнули при открытии торгов в Москве 10:32, Финансы Совет Федерации назначил выборы президента на 18 марта 10:15, Политика IT-технологии для роста бизнеса: анализ и практика 10:14, SAP и РБК Тест: что вы знаете об угонах автомобилей в России 10:12, Авто На МКАД появятся пункты быстрой ликвидации последствий ДТП 10:08, Общество ЦБ передал функции временной администрации Бинбанка фонду консолидации 09:47, Финансы Оглашение приговора Алексею Улюкаеву. Онлайн-трансляция 09:46, Политика Летевший в Таиланд самолет вернулся в Новосибирск из-за болезни пассажира 09:31, Общество ЦБ объявил о введении временной администрации в Промсвязьбанке 09:23, Финансы Здоровые рецепты: что приготовить на ужин после шести 09:07, РБК и Белая Дача Кремлевская гонка: как с годами падало число кандидатов в президенты 09:00, Политика ЦБ объявил об отзыве лицензии у банка «Солидарность» 08:42, Финансы WADA ответило на слова Путина о «запугивании» и «давлении» 08:24, Политика СКР завершил расследование 60 новых эпизодов в деле «ангарского маньяка» 08:16, Общество Куратору транспортной безопасности Крымского моста нашли замену до апреля 08:00, Бизнес Porsche изнутри: виртуальный тест-драйв на мобильном 07:45, РБК и Porsche В Хакасии 15 воспитанников детсада пострадали при массовом отравлении 07:27, Общество Запрошенный Улюкаеву штраф составит 40% взысканного за взятки за год 07:19, Общество Как изменился столичный рынок стрит-ретейла в 2017 году 07:07, Недвижимость Государства-участники ДРСМД провели встречу в Женеве 07:03, Политика Дастина Хоффмана вновь обвинили в домогательствах 06:49, Общество WP узнала об идее Трампа продать российские дипломатические дачи в США 06:44, Политика
Дальнобойный бюджет: что потеряют регионы при отмене транспортного налога
Экономика, 25 дек, 2015 10:09
0
Арсений Мамедов Дальнобойный бюджет: что потеряют регионы при отмене транспортного налога
Предложенная президентом частичная отмена транспортного налога, призванная успокоить дальнобойщиков, может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов

Тройной налог

На большой пресс-конференции Владимира Путина были затронуты вопросы реформирования налогообложения транспортных средств. Очевидно, что они возникли в связи c акциями протеста дальнобойщиков, с которых через систему «Платон» стали собирать плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами массой cвыше 12 т.

В качестве компромиссного варианта президент предложил правительству рассмотреть возможность отмены транспортного налога для транспортных средств, подпадающих под действие нового платежа. Последствия этого предложения можно рассматривать как с точки зрения налогоплательщиков — владельцев большегрузов, так и с точки зрения бюджетной системы (поступлений налогов и платежей).

О «несправедливости» двойного (транспортный налог и сбор с большегрузов) и даже тройного налогообложения (с учетом акцизов на бензин) сказано уже достаточно много. Но как повлияет отмена транспортного налога на большегрузы на бюджетную систему?

Из бюджета в бюджет

Новый сбор с большегрузов в рамках системы «Платон» в настоящее время взимается только при проезде по дорогам федерального значения, и соответствующие платежи поступают в Федеральный дорожный фонд. С точки зрения наполняемости Федерального дорожного фонда новый сбор призван компенсировать перераспределение доходов от акцизов на нефтепродукты, которые с 1 января 2015 года полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ (до этого 28% поступало в федеральный бюджет). В свою очередь перераспределение акцизов было произведено, чтобы компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов в условиях снижения с 2015 года ставок акцизов на нефтепродукты.

Теперь предлагается отменить транспортный налог для большегрузов, который полностью зачисляется в региональные бюджеты, что, очевидно, приведет к появлению новых выпадающих доходов.

Цена вопроса?

В 2014 году, согласно данным ФНС РФ, в целом по России было собрано 117,5 млрд руб. транспортного налога: 27,2 млрд руб. с юридических лиц и 90,3 млрд руб. с физических. При этом с владельцев грузовиков с мощностью двигателя свыше 200 л.с. было собрано 25,6 млрд руб., или 21,8% от всех сборов транспортного налога. Много это или мало?

Необходимо учитывать, что транспортный налог и акцизы на нефтепродукты являются главными источниками формирования региональных дорожных фондов. После создания в 2012 году этих фондов такие виды налоговых доходов, по сути, стали целевыми и должны направляться исключительно на ремонт и строительство дорог. Поэтому для оценки последствий частичной отмены транспортного налога надо понять, какую именно часть дорожных фондов могут потерять регионы.

В сумме поступления от транспортного налога и акцизов на нефтепродукты, зачисляемые в региональные бюджеты, по итогам 2014 года составили 382,6 млрд руб. Если предположить, что соотношение не изменится, регионы могут потерять порядка 6–7% той части объема своих дорожных фондов, которая формируется за счет налоговых доходов, то есть без учета федеральных трансфертов. В целом это достаточно много, и предложенная частичная отмена транспортного налога может создать проблемы с наполняемостью региональных дорожных фондов и, соответственно, строительством и ремонтом дорог.

Полная отмена транспортного налога

В результате получается следующая картина: Федерация сначала компенсировала регионам выпадающие доходы, перераспределив в их пользу 100% акцизов на нефтепродукты, потом ввела новый сбор для повышения наполняемости уже федерального дорожного фонда, а теперь снова предлагает меры, приводящие к снижению доходов бюджетов субъектов в части, формирующей уже их дорожные фонды. С точки зрения межбюджетных отношений подобные решения требуют соответствующих компенсирующих мер либо в виде увеличения трансфертов из федерального бюджета на дороги, либо, например, повышения ставок акцизов на бензин.

Одним из способов решения возникшей проблемы могла бы стать не частичная, а полная отмена транспортного налога для всех автомобилей при соответствующем повышении ставок акцизов на нефтепродукты. Другой вариант — распространение действия сборов в рамках системы «Платон» на дороги регионального значения с зачислением соответствующих сборов в региональные дорожные фонды.

Об авторах
Арсений Мамедов заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.