Как сдержать рост цен
Правительство готовится выстроить систему противодействия росту мировых цен на социально значимые товары. В ее основу заложены экономические модели, созданные отраслевыми ведомствами, в которых описана зависимость стоимости определенных продуктов и экспортных товаров на российском рынке от глобальной инфляции. В случае роста мировых цен на эти товары правительство посредством таможенных пошлин и тарифов будет компенсировать их влияние на цены в России.
Организация работы по созданию, поддержанию и оперативному обновлению моделей мониторинга и прогнозирования динамики цен на внутренних рынках — это пример лучшего международного опыта в части работы финансово-экономических ведомств. Актуальность этого направления работы повышается в условиях устойчивого роста инфляции во всем мире, вызванного реализацией отложенного спроса, нарушением глобальных цепочек поставок и избыточным объемом свободной ликвидности в системе. Например, инфляция в США в последние месяцы удерживается на максимумах с середины 2008 года (5,4% в годовом выражении), в ЕС она увеличилась до 3,4% — таких темпов роста цен в Европе не наблюдалось как минимум два последних десятилетия.
Ценовое давление наблюдается по широкой линейке сырьевых, промышленных и сельскохозяйственных товаров. По данным Росстата, по итогам января—августа 2021 года цена профилей из стали, приобретенных строительными организациями в России, выросла более чем на 28%. Цена арматуры для железобетонных конструкций была на 41% выше. Самая негативная ситуация наблюдалась в Приволжском и Сибирском федеральных округах, где по отдельным товарным позициям металлопродукции фиксировался рост более чем в два раза. Взлет цен на российском рынке был связан в первую очередь с динамикой мировых цен на сталь, а также с влиянием отдельных локальных факторов.
Динамику мировых цен можно отследить по котировкам на Шанхайской товарной бирже, где цены на горячекатаную сталь в октябре 2021 года составляли около $855 за тонну, что на 52% выше, чем год назад. Пиковые значения наблюдались в середине мая ($1027) и в первые дни августа ($947), что является многолетними максимумами.
К октябрю цены несколько скорректировались, однако высокие цены на мировом рынке стали сохраняются. Такая динамика связана с отложенным спросом на сталь в ходе восстановления мировой экономики после пандемии COVID-19, в то время как темпы увеличения производства стали в мире отстают от темпов роста спроса. Компания «Северсталь» ожидает, что мировые цены на сталь будут оставаться выше средних исторических уровней еще два-три года. В ответ на это правительство приняло новые меры поддержки строительной отрасли и разрешило увеличивать цену госконтракта на строительные работы на 30% в качестве компенсации дополнительных расходов, связанных с существенным удорожанием стройматериалов. Кроме того, чтобы частично ограничить рост внутренних цен на металлопродукцию, в конце июня кабмин объявил о введении экспортных пошлин на вывоз более чем 340 наименований металлопродукции на срок с 1 августа по 31 декабря 2021 года. Новый сбор распространился на прокат, арматуру, заготовки, проволоку, слитки. Он состоит из базовой ставки 15% и специфической ставки, которая будет рассчитываться в долларах за тонну.
Беспрецедентный рост цен на природный газ в странах Европы и Азии привел к локальному сокращению производства азотных удобрений и, соответственно, росту цен на них. Эскалация роста цен на удобрения также была вызвана ограничением экспорта этой химической продукции из Китая в пользу внутренних поставок. Минсельхоз констатирует, что рост цен на удобрения внутри страны также продолжается. Это усиливает напряженность на рынке и провоцирует неопределенность в формировании аграриями необходимых объемов закупок для весенней посевной кампании 2022 года.
На зерновом рынке механизм демпфера уже действует с 1 июня — он заключается в привязке размера пошлины к мировым ценам и индикативам российских экспортных цен. Пошлина устанавливается еженедельно, а индикативная цена формируется на основе мониторинга текущих экспортных контрактов. При этом если индикативная цена не превышает $200 за тонну, то пошлина не взимается. Эффект от введения экспортных пошлин внутри России может быть отчасти нивелирован снижением ввозных пошлин или смягчением требований к зерну в основных странах-импортерах. Например, Турция с 8 сентября 2021 года на фоне роста мировых цен на зерно отменила ввозные пошлины на ключевые культуры до 31 декабря 2021 года. В результате маржинальность вывоза зерна, несмотря на экспортные пошлины, продолжает быть рентабельной.
Однако существует проблема регулирования цен на продовольственные товары, которые Россия не экспортирует (мясо, молоко) или импортирует (овощи, картофель). Даже если прогнозные модели фиксируют рост цен, то мер тарифного регулирования может быть недостаточно, так как на внешних рынках такая продукция если и есть, то тоже дорогая. Резко нарастить ее производство невозможно, поэтому останутся только традиционные меры субсидирования предприятий для покрытия их издержек. Широко обсуждаемый механизм продовольственной помощи населению, во-первых, грозит рисками разгона инфляции — а цель правительства и Банка России как раз противоположная. Кроме того, реальными бенефициарами этой поддержки станут не граждане, а торговля и перерабатывающие предприятия. Во-вторых, в короткие сроки такую систему тоже не развернуть.
Международный опыт подтверждает, что прогнозирование ценовой динамики на краткосрочном горизонте (до нескольких месяцев) позволяет повышать эффективность управленческих решений и проактивно вводить необходимые меры для стабилизации ситуации на отдельных товарных рынках.
Например, большое влияние на рост внутренних цен в США оказал устойчивый тренд на повышение стоимости контейнерных перевозок вследствие глобальной проблемы сбоя в поставках. В ответ на это американские власти перевели порт Лос-Анджелеса и порт Лонг-Бич на круглосуточный режим работы, чтобы разгрузить товарные контейнеры, скопившиеся на судах. Кроме того, правительство США начало обсуждать увеличение числа выдач лицензий водителям коммерческих грузовиков, чтобы ускорить доставку товаров и таким образом снизить ценовое давление со стороны фактора сбоев поставок.
Министерство экономики и финансов Великобритании (HM Treasury) также ежемесячно публикует краткосрочный консенсус-прогноз инфляции и других ключевых макроэкономических индикаторов в Великобритании. Кроме того, подконтрольная правительству организация Office for Budget Responsibility занимается прогнозированием инфляции и других ключевых макроэкономических индикаторов в стране.