Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Умерла экс-глава Росздравнадзора Елена Тельнова Общество, 21:13 Пожар рядом с турецким курортом. Фоторепортаж Общество, 21:10  Google пустит работать в офисы только привитых сотрудников Технологии и медиа, 21:06 Кто из россиян будет бороться за медали в шестой день Олимпиады Спорт, 21:00 Расходы, закрывающие и кешбэк: как грамотно организовать деловые поездки РБК и Smartway, 20:56 СК ужесточил обвинение бывшему главному нефрологу Санкт-Петербурга Общество, 20:50 Вратарь сборной России пропустил 3 гола в матче за немецкий клуб Спорт, 20:50 Издатель изменит книгу «Люди Путина» по соглашению с Фридманом и Авеном Общество, 20:44 Жителям Нью-Йорка заплатят по $100 за прививку от коронавируса Общество, 20:36 В Совфеде отреагировали на речь Зеленского в честь Крещения Руси Политика, 20:32 Как пропускной режим в городах помог развитию малотоннажного транспорта РБК и ГАЗ, 20:31 Акции самой популярной языковой платформы выросли на 40% на первых торгах Инвестиции, 20:31 Далалоян допускал пропуск личного многоборья из-за проблем со здоровьем Спорт, 20:15 В МИДе оценили ход переговоров с США по стратегической безопасности Политика, 20:08
Мнение ,  
Юрий Кацнельсон

Дорогая жизнь: из чего складывается цена на хлеб

Предприниматели «Деловой России» объясняют: хлеб растет в цене, потому что у большинства хлебопекарей нет своих точек сбыта. А наценка торговых сетей составляет около 35%

В новом цикле статей для РБК предприниматели, члены «Деловой России», объясняют, из чего складывается конечная цена на товар или услугу. И как инфляция влияет на стоимость этих продуктов.

С начала 2015 года к концу июня хлеб и хлебобулочные изделия в России подорожали на 8,5%, при том что за весь 2014 год рост цен не превысил 7,5%, свидетельствуют данные Росстата и Минсельхоза. Это объясняется не только ростом цен на зерно, но и сложными экономическими условиями для производителей хлеба — падает спрос, объемы производства снижаются и растут издержки.

Из чего же складывается цена на хлеб? Если посмотреть структуру расходов в отрасли, то самую большую долю — 41% в ней занимают расходы на покупку сырья: муки, яиц и т.д. На втором месте с долей в 17,5% находится аренда производственных помещений. Еще 12,2% от средней цены хлеба производителя идет на оплату электричества, воды, тепла и прочих жилищно-коммунальных услуг. На выплату заработной платы сотрудникам хлебопекаренные компании направляют 8,8% выручки. Примерно столько же (8,5%) уходит на выплату налогов. На бюрократические издержки, то есть соблюдение нормативных требований, приходится 5% от цены хлебобулочной продукции. По 2% в цене хлеба занимают расходы по доставке продукции к местам продажи и амортизационные отчисления.

В розничной цене хлеба наценка торговых сетей составляет еще 35%. Таким образом, 62% цены — это общий объем расходов хлебопекарен, а доля их прибыли — 3% от отпускной цены. Такой низкий уровень доходности не позволяет пекарям брать кредиты для развития бизнеса.

Серьезной проблемой для производителей становится выкуп нереализованного ретейлерами хлеба. Доля возвращаемых торговыми сетями хлебобулочных изделий сегодня в среднем составляет 8–10%. А выкупать и утилизировать нераспроданную продукцию приходится производителям за свой счет. Это серьезно сказывается и на экономике предприятий, и на конечной цене на хлеб.

К слову, снизить стоимость хлеба в России можно было бы за счет организации хлебопекарями собственной фирменной торговли, так как это позволило бы избавиться от наценок розничных сетей. Сейчас только 10–15% пекарен имеют собственные точки реализации. Это сказывается, во-первых, на территориальной доступности хлебной продукции, а во-вторых, на конечней цене для покупателей. По экспертным оценкам, в 2013 году пекари недополучили около 150 млрд руб. из-за отсутствия розничных точек реализации собственной продукции. Этот значительный внутренний резерв мог бы использоваться для дальнейшего развития хлебопечения.

Об авторе
Юрий Кацнельсон Юрий Кацнельсон Председатель отраслевого отделения «Деловой России» по хлебопечению и кондитерскому производству
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.