Перейти к основному контенту
Прогнозы – 2020 ,  
0 
Григорий Выгон

Какими должны быть цены на газ в России

К концу 2014 года правительство России должно было разработать концепцию развития внутреннего рынка газа; такую задачу поставил президент Владимир Путин еще в июне. Но этого так и не произошло, полноценное обсуждение будущей модели рынка даже не началось. Сохраняется неопределенность в отношении развилок по ценам на газ, по доступу к экспорту газа, по принципам конкуренции на внутреннем рынке. Это может затормозить ряд дорогостоящих проектов в Восточной Сибири и модернизацию многих российских производств. Какой подход стоило бы избрать в регулировании рынка? Эта статья публикуется в рамках проекта РБК «Сценарии-2020», в котором известные экономисты и эксперты рисуют сценарии развития России в ближайшие годы

Основная причина отсутствия диалога по модели развития газового рынка в том, что у ключевых участников рынка принципиально разные интересы. «Газпром» заинтересован в сохранении монополии на транспорт и экспорт трубопроводного газа, в повышении тарифов на транспортировку, хранение газа и регулируемых цен на газ с опережением инфляции. Компания хочет платить НДПИ на том же уровне, что и остальные участники газового рынка. Справедливым выглядит ее желание конкурировать с независимыми производителями за премиальных потребителей, а также заставить их в пропорциональных объемах продавать газ населению и ЖКХ, разделить с ними ответственность за бесперебойность поставок в пиковый сезон. 

Крупнейший независимый производитель, НОВАТЭК, заинтересован в том, чтобы тарифы на транспортировку и хранение были прозрачны, а темпы их роста – обоснованы. НОВАТЭКу выгоден такой уровень внутренних цен на газ, который даст ему возможность увеличивать добычу и продажу газа внутри России, а также развивать экспортно-ориентированный проект «Ямал СПГ» без оглядки на возможную конкуренцию на внешних рынках с трубопроводным газом «Газпрома». Обоснованно высокие цены на газ – это то, что сближает позиции всех производителей.

«Роснефть» – еще один крупный игрок на газовом рынке – также заинтересована в расширении продаж на внутреннем рынке, но при этом добивается права на трубопроводный экспорт. Приоритетом для компании является восточное направление – реализация дальневосточного завода СПГ и доступ к газопроводу «Сила Сибири». 

Потребители же газа, наоборот, в основном заинтересованы в низких ценах. Особенно это относится к экспортно-ориентированным предприятиям, которые не могут перенести рост цен на газ на потребителей, и для которых он означает снижение прибыли (например, производители азотных удобрений). Хотя некоторые потребители и могут быть заинтересованы в повышении цен. В частности, это электрогенерирующие компании, проинвестировавшие в новые эффективные мощности. Для них повышение цен усиливает конкурентные позиции по отношению к «старой», неэффективной электрогенерации.

Для экономики в целом влияние цен на газ не так очевидно, как представляется некоторым экспертам и представителям власти. Например, низкие цены не стимулируют модернизацию во многих секторах, что скажется на их конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Понятно, что при таких полярных интересах государство должно выступить консолидатором позиций и выбрать оптимальное решение в интересах всех участников рынка, как производителей, так и потребителей. Так что же делать с ценами на газ? Должны ли они быть низкими или достигать уровня равнодоходности с экспортными поставками (экспортного паритета)? Нужно ли создавать равные конкурентные условия или некоторые производители газа должны иметь преимущества? В частности, надо ли сохранить за «Газпромом» транспортную монополию и монополию на экспорт трубопроводного газа, должен ли быть расширен перечень компаний-экспортеров СПГ (сейчас их три – «Газпром», НОВАТЭК и «Роснефть»), должны ли сохраняться преимущества госкомпаний по получению прав на недра участков федерального значения?

Мы просчитали несколько сценариев развития газовой отрасли в зависимости от решений, которые будут приняты по этим развилкам. Первый – это сохранение status quo. Второй – сохранение за «Газпромом» монополии на экспорт и транспорт газа, но выравнивание экономических условий (нетбэков – экспортной цены за вычетом пошлин и расходов на транспортировку) в добыче. В этом сценарии ликвидируется нижняя граница регулируемой цены, «Газпром» получает возможность конкурировать по цене с независимыми производителями за премиальных потребителей. Последние же, с одной стороны, получают возможность продавать часть газа на скважине по экспортному нетбэку, а с другой – обязаны продавать часть добытого газа по регулируемым ценам населению. Объемы экспорта и поставок по регулируемым ценам населению устанавливаются пропорционально доле экспорта и продаж населению в структуре российского газового баланса. 

Третий сценарий – вывод внутренних цен к 2020 году на паритет с экспортными и последующая полная либерализация газового рынка (включая равные возможности по экспорту газа для всех производителей газа). 

В сценарии status quo независимые производители продолжают вытеснять «Газпром» с премиальной части внутреннего рынка (это крупные платежеспособные промышленные потребители), и достаточно скоро их доля на этом рынке превысит долю «Газпрома». При этом, поскольку цены на газ продолжат расти в соответствии с инфляцией, это окажет определенное давление на внутренний спрос. Будет продолжаться вялотекущая модернизация основных средств у крупных потребителей газа, в том числе в электроэнергетике. При этом сценарии с учетом экономического спада в ближайшие годы внутренний спрос на газ к 2035 году практически не вырастет. 

Сценарий status quo не подразумевает резкого увеличения добычи газа просто потому, что возможности по экспорту в Европе будут уменьшаться, единственное расширение экспорта – за счет азиатского направления. Это инерционный сценарий, который чреват потерей внешних рынков и снижением конкурентоспособности российской экономики в долгосрочной перспективе. 

В случае полной либерализации рынка газа с выделением транспортной составляющей из состава «Газпрома» и предоставлением возможности экспорта для независимых производителей газовый рынок становится аналогичен нефтяному – цены формируются по экспортному паритету, компании имеют равный доступ к экспортным каналам. При этом объем экспорта может существенно возрасти, в том числе могут вырасти поставки в Европу за счет реализации новых проектов СПГ. 

Внутренние цены на газ вырастут до уровня экспортных, что побудит к активной модернизации потребляющих газ производств, к газосбережению. Повышение эффективности генерирующих мощностей при их избытке может привести к снижению цен на электроэнергию. За счет этого, несмотря на падение внутреннего потребления газа, долгосрочное влияние на экономику в целом может оказаться положительным. В этом сценарии государство выиграет за счет увеличения налоговых поступлений (НДПИ, экспортных пошлин), независимые производители – за счет роста экспорта, «Газпром» – за счет увеличения доли внутреннего рынка и более высокой внутренней цены газа. 

С учетом существующих экономических реалий к либерализации можно перейти через второй сценарий – создание равных экономических условий для справедливой конкуренции. При сохранении ограничений к доступу на экспорт цена на газ внутри России упадет. От этого, конечно же, в краткосрочной перспективе выиграют потребители внутреннего рынка, но замедлятся процессы модернизации. Кроме того, при снижении экспортных цен существует риск, что ряд проектов по добыче не будет реализован. Снижение внутренних цен приведет к дополнительному росту спроса на газ, и объем продаж газа в России увеличится. Все это может создать угрозу дефицита газа и резкого роста внутренних цен после 2025 года. Чтобы этого не произошло, следующим шагом должен быть переход к модели полной либерализации рынка: это оптимальный вариант развития газовой отрасли в долгосрочной перспективе.

Без учета того, как могут поменяться правила игры, какой будет модель​ рынка газа, невозможно объективно строить газовый баланс. Производители и потребители газа не смогут принимать обоснованных инвестиционных решений. Поэтому договариваться о доработке модели рынка нужно прямо сейчас – просчитав эти и другие сценарии с привлечением «Газпрома», независимых производителей, потребителей и других заинтересованных сторон.

Об авторе
Григорий Выгон Григорий Выгон управляющий директор компании VYGON Consulting
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней


 

.

Лента новостей
Курс евро на 9 мая
EUR ЦБ: 98,95 (+0,64)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
Курс доллара на 9 мая
USD ЦБ: 91,82 (+0,7)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
В Ростовской области загорелась цистерна с топливом грузового поезда Общество, 06:24
В Думе подтвердили прорыв дамбы в Омской области Общество, 06:04
США опровергли случаи использования военной помощи не по назначению Политика, 05:45
SpaceX решила построить новую площадку для запуска корабля Starship Технологии и медиа, 05:09
В Белгороде и окрестностях отменили ракетную опасность спустя полчаса Политика, 04:57
Режим опасности атаки беспилотников отменили в трех российских регионах Политика, 04:37
В Белгороде и окрестностях второй раз за ночь объявили ракетную опасность Политика, 04:06
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В Белгородской области жители пяти сел остались без света после обстрела Политика, 04:02
Ученые впервые с 2003-го повысили до максимума оценку магнитной бури Общество, 03:42
Мишустин призвал пересмотреть количество бюджетных мест в вузах Политика, 03:05
Умер «один из самых успешных инвесторов всех времен» Джим Саймонс Бизнес, 02:55
Старовойт сообщил о двух перехваченных дронах в поселке в Курской области Политика, 02:55
Чехия объявила в розыск россиянина за организацию взрывов во Врбетице Политика, 02:32
Гладков сообщил о восьми раненых после атак в направлении Белгорода Политика, 01:58