Лента новостей
Семеро полицейских получили ранения на акции протеста в столице Македонии 04:35, Общество ФТС предложила обложить пошлиной все интернет-покупки за рубежом 03:58, Экономика Кандидат от правой партии победил на выборах президента Колумбии 03:36, Политика Иран решил ветировать в ОПЕК+ идею Москвы и Эр-Рияда о росте добычи нефти 03:04, Экономика Летчика Ярошенко этапировали из Нью-Джерси в соседний штат 02:58, Общество Пятеро мигрантов погибли в ДТП при попытке скрыться от пограничников США 02:18, Общество SANA сообщило о новых ударах ВВС США по позициям армии Сирии 01:55, Политика Самолеты и беспилотник США провели многочасовую разведку у границ России 01:32, Политика Подземные толчки в Мехико связали с празднованием гола сборной на ЧМ 00:55, Общество Минобороны рассказало подробности ликвидации военных кафедр в вузах 00:49, Общество Израиль ответил на запуск воздушных шаров ударами по сектору Газа 00:21, Общество При взрыве в Афганистане погибли 18 и пострадали 49 человек 00:11, Общество Нетаньяху заявил о предотвращении терактов в Тель-Авиве и Иерусалиме 17 июн, 23:32, Политика В Армении показали найденные при обыске у депутата гранаты и зоопарк 17 июн, 23:25, Общество Как бизнесу сократить транспортные расходы на 25% 17 июн, 23:04, РБК и «Шелл» Швейцария отобрала очки у сборной Бразилии на ЧМ-2018 17 июн, 23:02, Спорт В Бельгии 20 велогонщиков пострадали из-за нарушившей ПДД автомобилистки 17 июн, 22:35, Общество Соратник Кириенко стал кандидатом на пост главы управления по Госсовету 17 июн, 22:26, Политика Украинский ЛГБТ-законопроект оказался розыгрышем российских пранкеров 17 июн, 22:09, Общество The National Interest выбрал худшие американские истребители 17 июн, 21:54, Политика В ДНР обвинили военных Украины в организации «охоты на людей» за деньги 17 июн, 21:17, Политика Советник Трампа рассказал о предложении компромата на Клинтон от русского 17 июн, 20:56, Политика СМИ сообщили о пленении лидера «Аль-Каиды» в Ливии 17 июн, 20:33, Политика Что бизнес и профсоюзы предложили поправить в пенсионной реформе 17 июн, 20:20, Экономика Сборная Германии стартовала с поражения на чемпионате мира 17 июн, 19:54, Спорт Индустрия 4.0: как России не пропустить технологическую революцию 17 июн, 19:50, Партнерский материал В МИД ФРГ обеспокоились возможностью миграции в ЕС по паспорту болельщика 17 июн, 19:45, Политика «Яблоко» выбрало кандидата в губернаторы Подмосковья 17 июн, 19:42, Политика
Инерция ошибок: в чем главная проблема бюджета России на 2017–2019 годы
Экономика, 08 дек 2016, 16:26
0
Илья Соколов Инерция ошибок: в чем главная проблема бюджета России на 2017–2019 годы
Подход к составлению бюджета можно назвать «счетным», результат получился путем сочетания целевых ориентиров по дефициту и ограничений в структуре расходов

Депутаты Госдумы одобрили во втором чтении законопроект о федеральном бюджете на 2017–2019 годы. Возвращение к трехлетнему планированию теоретически способствует снижению неопределенности бюджетной политики. Но еще не гарантирует налогово-бюджетной стабильности.

Стабильность важна для формирования среднесрочных потребительских и инвестиционных ожиданий в экономике. Тем не менее риски несоблюдения заложенных в бюджете параметров велики.

Заморозка расходов

Параметры федерального бюджета можно признать реалистичными. Они соответствуют заданному набору макроэкономических показателей: цене нефти, курсу рубля, инфляции, темпам роста ВВП. Прогноз социально-экономического развития построен на низких темпах экономического роста (более чем на 1 п.п. ниже ожидаемых темпов роста мировой экономики в любом из трех сценариев). А значит, государственная экономическая политика даже при самом благоприятном из ожидаемых сценариев внешнеэкономической конъюнктуры не сможет сократить отставание российской экономики от мировых лидеров.

С другой стороны, на фоне сокращающихся доходов (на 1 п.п. ВВП с 2016 по 2019 год) к оптимизации расходов подошли технически — через заморозку расходной части бюджета в номинальном выражении на три года (без учета единовременной выплаты пенсионерам и отдельных «связанных» доходов и расходов). Это позволит сократить дефицит бюджета на 1 п.п. ВВП ежегодно и довести расходы до уровня 2004–2006 годов, что, конечно, не гарантирует достижения темпов экономического роста того же периода.

Продолжение курса на адаптацию федерального бюджета к «новой реальности» последовательно ухудшает структуру расходов: растет доля расходов на социальную политику, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты. Но это произойдет за счет недофинансирования расходов, определяющих будущее страны, — капитальных вложений и инвестиций в человеческий капитал.

Во-первых, в 2017–2019 годах предполагается снижение уровня расходов на инфраструктуру в номинальном выражении к уровню 2016 года. В результате в 2019 году доля инфраструктурных расходов в ВВП снизится более чем на четверть по отношению к соответствующим значениям 2016 года.

Во-вторых, расходы федерального бюджета на образование составят в 2017 году 0,7% ВВП, в 2018 и 2019 годах — 0,6% ВВП. Однако, по нашим оценкам, для решения задач ближайшего будущего расходы федерального бюджета на образование в размере 0,8% ВВП являются необходимым минимумом.

Наконец, несмотря на запланированный номинальный рост расходов на здравоохранение за счет средств ФОМС и государственного бюджета, они по-прежнему значительно ниже, чем в развитых странах (в среднем на 2,5–3,0 п.п. ВВП), и не соответствую​т реальному уровню экономического развития страны.

Плохая реальность

Очевидно, что обширный перечень «защищенных» расходов федерального бюджета не позволяет их оптимизировать без негативных политических и социальных последствий. И такой подход фактически отражает укоренившиеся перекосы и диспропорции в распределении средств. Поэтому правительству только и остается, что инерционно воспроизводить однотипную структуру расходов от одного бюджетного цикла к другому и пытаться балансировать бюджет за счет накопленных резервов и «незащищенных» статей.

Отчасти применяемый подход к составлению бюджета можно назвать «счетным», так как он получен путем сочетания целевых ориентиров по дефициту и ограничений в структуре расходов. Но при сегодняшних экономических и геополитических вызовах такой подход уже неуместен даже для однолетнего бюджета, не говоря уже о формировании трехлетки.

Более того, бюджетом долгосрочной стабилизации он также не является: выраженный крен в сторону выхода на беспрецедентные объемы заимствований на внутреннем рынке (более 1 трлн руб. ежегодно) для финансирования текущих нужд приводит к «проеданию» займов. Фискальный режим, как можно судить из проекта бюджетного прогноза до 2034 года, неустойчив, так как в долгосрочной перспективе предполагается наличие постоянного первичного дефицита. Фактически это означает неизбежное наращивание долговой нагрузки и откладывание вопроса бюджетной устойчивости на отдаленное (после 2034 года) будущее.

Получается, что формирование параметров федерального бюджета на основе такой логики лишь усиливает риски дальнейшего нарастания государственного долга. Это может привести к бюджетному кризису при значительной макроэкономической нестабильности.

Таким образом, приходится признать, что федеральный бюджет на 2017–2019 годы не только идет вразрез с требованиями бюджетной устойчивости, но и не способствует созданию условий для долгосрочного экономического роста. Может, в таком виде новый бюджет и реалистичен, но нужна ли нам такая реальность?

Об авторах
Илья Соколов Эксперт ЦСР
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.