Перейти к основному контенту
Мнение⁠,
0
Владимир Слепов

Политика дрейфа: почему бюджет-2016 оставляет Россию без будущего

Национальная безопасность и содержание административного аппарата куда важнее экономического роста, образования и науки. Новый бюджет консервирует проблемы российской экономики

Война важнее пенсий

5 ноября президент России Владимир Путин утвердил поправки в отдельные законодательные акты РФ, которые создают условия для принятия бюджета 2016 года. Изменения внесены в положения Бюджетного кодекса, закона об автономных и бюджетных учреждениях и другие нормативно-правовые акты.

Впервые после 2008 года бюджет составлен на год, а не на три, как это было раньше. Причины понятны — слишком много факторов неопределенности: курс рубля, де-юре отпущенный «на свободу»; движения нефтяных цен; позиция США в определении базовой кредитной ставки; режим санкций Запада против России; геополитическое взаимодействие России и США. В этой атмосфере делать прогнозы на три года вперед становится проблематично.

Бюджет 2016 года (ФБ-2016) — отражение действующей экономической политики, ее реперных точек и координат, которые сегодня сложно назвать позитивными: безусловный приоритет экспорта сырья; высокие риски бизнеса, особенно малого; высочайшая, запретительная для бизнеса, ключевая кредитная ставка; таргетирование инфляции при любых вводных; сжатие до предела денежной массы М2 (наличные и денежные средства на депозитах); низкая эффективность золотовалютных резервов ($375 млрд) и размещение значительной их части ($90 млрд) в казначейских облигациях США.

Все это — политика «экономического дрейфа», которая уже привела к затуханию экономического развития. Доходы и расходы ФБ-2016 по объему практически такие же, как в проекте ФБ-2015, почти не изменилась и структура расходов. В приоритете — национальная безопасность и содержание административного аппарата. В минусе — национальная экономика, образование, здравоохранение, наука и культура. Именно то, что определяет будущее любой нации.

Мечты о росте

Насколько ФБ-2016 реалистичен? В предыдущем году власти придерживались оптимистичного сценария, рассчитывая увеличить ВВП на 3%, а в реальности этот показатель составил 0,6%. Темпы роста оказались минимальными с 2009 года. Бюджет-2016 сформирован исходя из положительных значений ВВП и инфляции в размере 6,4% годовых. Но это вряд ли возможно в условиях снижения реальных доходов населения и платежеспособного спроса, высоких процентных ставок для реального сектора, низкого уровня монетизации экономики и инвестиционной активности, сохранения неэффективной отраслевой структуры реального сектора экономики. Дальше так продолжаться не может. Если подобная политика дрейфа сохранится и цены на нефть не изменятся, то в 2018 году Россия останется без Резервного фонда.

Что делать?

Имеет смысл обратить внимание на ставший традиционным подход к решению бюджетных проблем за счет двух кластеров российской экономики — низкодоходных групп населения и малого бизнеса. В бюджете предусмотрены серьезные ограничения по индексации пенсий неработающих пенсионеров, отказ от индексации пенсий работающих пенсионеров, замораживание накопительной части пенсий. Это приведет к снижению доходов миллионов наших сограждан и сокращению покупательского спроса.

Нечто похожее происходит и с малым бизнесом. По статистике лишь трем процентам небольших предприятий в России удастся продержаться на плаву больше трех лет.

Малый бизнес — пожалуй, самый незащищенный сектор российской экономики. Особенно он уязвим в кризисные времена, когда для пополнения доходов бюджета вводятся разнообразные специальные сборы.

Нужна новая экономическая политика. Основные ее составляющие: это снижение ключевой ставки в полтора-два раза; переход ЦБ с таргетирования инфляции к таргетированию ВВП и курса рубля; поэтапное снижение налогов и сборов с малого бизнеса; стимулирование частных пенсионных накоплений, а не их замораживание; разворот высшего образования на реальные нужды российской и мировой экономики.

Если эти меры реализовать, по нашим оценкам, потенциал развития российской экономики в среднесрочной перспективе — 7–8% в год. Тогда «бюджет дрейфа» превратится в бюджет инновационного развития.

Об авторе
Владимир Слепов Владимир Слепов заведующий кафедрой финансов и цен РЭУ им. Г.В.Плеханова
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 декабря
EUR ЦБ: 89,43 (-0,28)
Инвестиции, 08:48
Курс доллара на 10 декабря
USD ЦБ: 76,81 (-0,47)
Инвестиции, 08:48
Работает ли при разводе «легенда», что бизнес приобретен на личные деньгиПодписка на РБК, 09:16
Песков сообщил, что Путин иногда сам садится за руль без сопровождения Общество, 09:11
Как данные меняют российский бизнес и что они говорят о потребителе Радио, 09:02
Переговоры о зарплате стали «шоком» рынка трудаПодписка на РБК, 09:01
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
IT-«внучка» «Ростелекома» провела IPO на ₽3 млрд Инвестиции, 08:59
В ЕС решили спешно принять закон о бессрочной блокировке активов России Экономика, 08:57
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Посол Франции назвал, что нужно держать в уме для отношений с Россией Политика, 08:46
Песков ответил на слова Буданова о «прослушке Кремля» Политика, 08:36
Как угольные предприятия повышают безопасность инфраструктуры Отрасли, 08:32
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
Как новый подход ВС РФ в делах о банкротствах повлиял на кредиторовПодписка на РБК, 08:29
Собянин сообщил об уничтожении четырех летевших на Москву дронов Политика, 08:12
Подростки в Австралии смогли обойти запрет на использование соцсетей Политика, 08:11