Отечественных аналогов не существует
Однако на пути реализации этого негативного сценария сейчас (в 2015-м и, скорее всего, в 2016 году) существуют два барьера. Во-первых, с конца 2014 года инвестиционные планы предприятий пребывают на пятилетнем минимуме. Вялотекущий кризис препятствует такому «некачественному» обновлению имеющегося сейчас в промышленности оборудования.
Во-вторых, при всем желании перейти на российские машины и оборудование многие предприятия столкнутся с тем, что подорожавший импорт просто не имеет российских аналогов. Никаких: ни дешевых, ни дорогих, ни худших, ни лучших. Это обстоятельство, в свою очередь, еще больше затормозит инвестиционную активность российских предприятий.
Действительно, снижение стоимости оборудования являлось для российских предприятий самым эффективным аргументом для инвестиций. Об этом говорит мониторинг стимулов инвестиционной активности отечественной промышленности 2014–2015 годов. В итоге девальвация рубля оказалась шоком для промышленности и увеличила за полтора года (с января 2014 по июнь 2015-го) высоту «ценового барьера» на пути к вложениям в собственное производство на 15 пунктов, с 41 до 56%.
Непатриотичные машиностроители
Самый значительный отказ от импорта произошел в промышленности строительных материалов. Во втором квартале его долю сократили 40% предприятий, такие же масштабы этого процесса отрасль планирует сохранить и в следующем квартале 2015 года. При этом около 40% предприятий промышленности строительных материалов вообще не закупают импортное оборудование. Такой уровень независимости от импорта тоже является максимальным по сравнению с другими отраслями. И выглядит достаточно логично: производство значительной доли строительных (конструкционных) материалов не требует дорогого импортного оборудования.
Второе место в фактическом и планируемом импортозамещении принадлежит машиностроению. Треть предприятий этой отрасли снизили свои закупки импорта, и треть же планируют их сократить в третьем квартале. Однако российское машиностроение больше зависит от импорта: только 15% предприятий этой отрасли сообщили о том, что они не приобретают импортное оборудование и поэтому им нечего сокращать в рамках национальной политики импортозамещения.
Дополняет картину высокой зависимости отечественного машиностроения от импорта масштабы сохранения доли импорта в инвестициях машиностроительных предприятий. Более половины предприятий отрасли не смогли (или не захотели?) снизить долю импортного оборудования в инвестиционной программе второго квартала 2015 года. Совершенно аналогичной политики по сохранению присутствия импорта в закупках оборудования отечественное машиностроение собирается придерживаться и в третьем квартале.
Подобная «непатриотичная» политика предприятий машиностроительной отрасли вряд ли будет осуждаться властями, вынужденными в условиях санкций и девальвации рубля сменить лозунг модернизации на лозунг импортозамещения. Половине российского машиностроения даже при административных и курсовых ограничениях удается, похоже, удерживать модернизационную направленность своих инвестиций. В результате фактический баланс импортозамещения в отрасли получился отрицательным (преобладают предприятия, как минимум сохранившие прошлогоднюю долю импорта в своих инвестициях), и таков же баланс, но уже планов машиностроения на третий квартал 2015 года.
Российские металлурги оказались на третьем месте отраслевого рейтинга масштабов импортозамещения во втором квартале 2015 года. Только четверть предприятий этой отрасли сообщили о снижении доли зарубежного оборудования в инвестиционных закупках. При этом отрасль довольно сильно зависит от импорта: только 6% ее предприятий признали, что не используют зарубежное оборудование, и менее 1% — что полностью сократили его закупки (хотя закупали год назад).
Аналогичной стратегии металлурги собираются придерживаться и впредь: 25% планируют снижение доли импорта в инвестициях третьего квартала при 1% полного отказа от него. Таким образом, 69% металлургических предприятий и в завершившемся, и в текущем квартале 2015 года счастливо избежали импортозамещения в части машин и оборудования. А отраслевой баланс импортозамещения оказался одним из самых низких — минус 44 пункта.
Потребитель в отечественное не верит
Российские легпром и пищепром при аналогичном металлургам масштабе импортозамещения во втором квартале 2015 года (по 25%) планируют расширение закупок российского оборудования. Надо полагать — исключительно из финансовых соображений. Западные санкции не коснулись этих секторов российской промышленности. Поэтому отказ от импорта в третьем квартале достигнет примерно до 30% предприятий в каждой из отраслей.
Пищевая отрасль на 20% не зависит от импортного оборудования, легкая — на 30%. В результате баланс импортозамещения вырастет с минус 32 до минус 21 пункта в пищевой и с минус 20 до минус 11 пунктов — в легкой промышленности. То есть преобладание предприятий, не снизивших долю импорта в своих инвестициях в этих отраслях, сохранится и в третьем квартале, но не так значительно как во втором квартале 2015 года. Пищепром и легпром оказались единственными отраслями, так значительно изменившими долю инвестиционного импорта в своих планах.
Но самые скромные результаты импортозамещения зарегистрированы в химпроме. Во-первых, только 15% химических предприятий снизили долю импорта в инвестициях второго квартала 2015 года. Во-вторых, отрасль готова и дальше придерживаться такой сдержанной политики импортозамещения — планы на третий квартал совершенно аналогичны. Значительные масштабы сохранения импорта в инвестициях (63%) обеспечили самый скромный итоговый баланс импортозамещения — минус 48 п.п.
Подводя итоги оценкам предприятий масштабов импортозамещения, можно уверенно сказать, что «процесс пошел»: с разной интенсивностью, но все-таки начался. Ни одна из отраслей не избежала этого, наверное, благотворного (или все-таки не очень?) явления при своих фактических закупках и в своих планах. В условиях свертывания инвестиционной активности такую политику реализовать проще. Но вряд ли повсеместный переход на отечественное оборудование и технологии стоит приветствовать, да и не везде он возможен.
Российский покупатель (будь то домохозяйства, предприятия или государство) по-прежнему отдает предпочтение импорту, даже подорожавшему и контрабандному.