Лента новостей
Бизнес США в России пожаловался на неравную конкуренцию из-за санкций 11:14, Экономика КамАЗ увеличит выплату годовых дивидендов в два с половиной раза 11:09, Бизнес Народный мститель: тест-драйв нового VW Touareg 11:04, Авто Скворцова рассказала о незаметном введении моды на ЗОЖ 11:02, Общество Изобрести велосипед: как предприниматели зарабатывают на сайкл-студиях 10:59, Свое дело Rusal сообщил о возможных последствиях санкций США 10:59, Экономика «Яндекс» совместно с «Сириусом» откроет офис в Сочи 10:55, Технологии и медиа Юрист Михаил Барщевский рассказал о самочувствии после инфаркта 10:51, Общество Кудрин и Силуанов поспорили о необходимости наращивать госдолг 10:45, Экономика Меркель допустила уход из Ирана части компаний ЕС из-за санкций США 10:43, Политика Прогнозы дня: рынок акций отыграет часть вчерашних потерь 10:39, Quote Совет директоров «Газпрома» согласовал продажу 49% «Газпромнефть-Восток» 10:39, Бизнес Александр Овечкин впервые в карьере сыграет в финале Кубка Стэнли 10:36, Спорт Почему подорожала криптовалюта Ox 10:26, Крипто В Оренбурге майнеры возместили ущерб электрокомпании на 78 млн руб. 10:23, Общество Для Пенсионного фонда введут новый вид поддержки из бюджета 10:22, Экономика Силуанов объявил о создании фонда для инфраструктурных инвестиций 10:22, Экономика Силуанов положительно оценил уход руководства Rusal из компании 10:10, Бизнес Правительство решило не менять налоги в следующие шесть лет 10:03, Экономика Песков усомнился в добровольности заявлений Юлии Скрипаль 09:54, Политика «Ренова» подтвердила подготовку слияния «Т Плюс» со структурой «Газпрома» 09:54, Бизнес ВТБ пообещал реструктурировать долги «Главкино» 09:51, Бизнес В Челябинской области завели дело после смерти двух младенцев в больнице 09:47, Общество Дмитрий Рогозин возглавит «Роскосмос» 09:41, Политика Песков назвал сроки прямой линии с Путиным 09:32, Политика Посольство ответило на заявление госсекретаря США по «Северному потоку-2» 09:29, Политика Революция света: как интеллектуальные системы захватывают города 09:28, Партнерский материал Александр Винокуров — РБК: «Магнит» в начале своего марафона» 09:25, Бизнес
Транспортный узел: почему протестуют дагестанские дальнобойщики
Экономика, 05 апр 2017, 15:12
0
Константин Казенин Транспортный узел: почему протестуют дагестанские дальнобойщики
В республике привыкли, что экономические протесты, как правило, завершаются диалогом с властями. Систему «Платон» вводили на федеральном уровне, но для будущего региона важно, чтобы компромисс был достигнут и в этот раз

Протесты дагестанских дальнобойщиков, не согласных с введением системы «Платон», прочно обосновались в первых строках новостей федеральных СМИ. Но эффектные картинки митингов у обочин автотрасс не всегда позволяют понять, что действительно происходит и какие угрозы несет в себе происходящее. Для понимания этого важно задаться вопросом, почему заметным центром протестов стал именно Дагестан.

Профессия «камазиста»

Первая и самая очевидная причина — это географическое положение республики на крупной транспортной артерии, соединяющей Россию с Азербайджаном. По ней в другие регионы страны везут не только овощи и фрукты из Закавказья и Дагестана, но и, например, иранский ширпотреб, активно поставляемый на вещевые рынки российского юга. Спрос на услуги перевозчиков из-за этого в республике велик. Хотя с дагестанцами на этом рынке активно конкурируют водители из того же Азербайджана, профессия дальнобойщика, или «камазиста», как называют ее сами дагестанцы, в республике одна из наиболее распространенных.

Другая причина особой уязвимости Дагестана перед повышением сборов для дальнобойщиков состоит в том, что в этом регионе от условий перевозок зависят далеко не только водители. «Мультипликативный эффект» любых изменений в этой сфере для Дагестана, по-видимому, больше, чем для многих других частей страны.

Дело в том, что заметная доля дагестанских дальнобойщиков встроена в хозяйственные цепочки, от бесперебойной работы которых помимо самого перевозчика зависят еще десятки других работников и их семей в Дагестане и, например, в Подмосковье. В сельском хозяйстве республики достаточно распространена схема, когда фермер, наладивший реализацию товара где-нибудь в Центральной России, имеет там собственную базу для хранения овощей или докорма скота. Такой фермер нанимает постоянных дальнобойщиков (а в некоторых случаях и приобретает собственную фуру) для перевозок между его дагестанскими угодьями и точкой в другом регионе. Чем выше сборы с перевозчиков, тем ниже рентабельность таких межрегиональных хозяйств.

Но в рискованном положении оказываются не только они. Есть недалеко от Махачкалы, к примеру, село с более 5 тыс. жителей, основная часть которых занята кустарным изготовлением муки. Крупные потребители их продукцией не интересуются, зато десятки местных и, например, ростовских дальнобойщиков регулярно ездят в село за товаром, чтобы потом оптом перепродать его на рынках. Очевидно, что от изменения системы сборов первыми страдают не большие транспортные компании, а именно такие «свободные агенты». А их уход с рынка ставит под угрозу благополучие целых сел.

Привычка к диалогу

Однако особая активность дальнобойщиков в Дагестане связана не только с ущербом для бизнеса из-за новых условий перевозок. Другая причина в том, что в Дагестане у населения большой навык публичных протестов. И есть опыт, когда за протестами следует диалог между сторонами.

Конечно, так получается не всегда. Например, митинги дагестанцев, утверждающих, что их родственники пострадали от неправомерных действий силовиков, проходят на главной площади Махачкалы регулярно, но далеко не всегда митингующие получают от властей ответы по существу. Но когда в протестных акциях участвуют крупные группы населения, например жители села, от которого власти «отрезали» часть территории, или работники рынка, который мэрия собирается закрывать, криком в пустоту такие протесты чаще всего не заканчиваются. За острой фазой, где на горизонте могут показаться и силовики, противостояние обычно переходит в фазу поиска компромисса.

Почему власти Дагестана, несмотря на смены руководителей региона и их политической стилистики, до сих пор были склонны договариваться с участниками подобных протестов? Причин несколько. Одна из них — сохранившиеся в республике негосударственные общественно-политические СМИ, обеспечивающие публичность массовым акциям. Другая причина — специфическая местная «верхушечная демократия», при которой в верхах имеется сложная система сдержек и противовесов между выходцами из разных частей республики, представителями разных неформальных союзов чиновников и предпринимателей. В этой ситуации у любой крупной группы протестующих с большой вероятностью во власти найдется тот, кто не сможет отстраниться от разговора с ними. Например, потому, что представляет ту же национальность, что и протестующие, или состоит с кем-то из них в родстве.

Впрочем, каковы бы ни были истоки этих традиций в местной политике, акция дальнобойщиков станет для них серьезной проверкой. У нее много «осложняющих» особенностей по сравнению с другими подобными протестами в Дагестане. Во-первых, проблемы, с которыми она связана, в основном в компетенции федеральных, а не региональных властей. Во-вторых, попытки привязать чисто экономический протест к недавним политическим акциям в городах России могут привести к тому, что чиновники будут бояться искать точки сближения с протестующими.

Но если диалога не получится, под угрозой окажется механизм, который ранее не раз отодвигал от опасной черты этот весьма небогатый и внутренне конфликтный регион.

Об авторах
Константин Казенин старший научный сотрудник РАНХиГС и Института Гайдара
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Подписка на РБК
Получайте уведомления о свежих новостях в своем браузере
Ваш браузер настроен на блокировку уведомлений. Он не дает сайту rbc.ru корректно работать. Если вы хотите быть в курсе всех событий, удалите сайт rbc.ru из списка заблокированных.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.