Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Новой Зеландии нашли тела шести погибших из-за извержения вулкана Политика, 04:09 Пентагон показал видео испытания запрещенной ДРСМД ракеты Политика, 04:05 МЧС объявило о проверке в Иркутске сразу после отставки губернатора Общество, 03:47 В работе YouTube и Instagram произошел сбой Общество, 03:40 Джонсон заявил о праздновании победы из-за экзитполов после выборов Политика, 03:26 Зеленский выступил против строительства стены на границе с Донбассом Политика, 03:04 Российские клубы не вышли в плей-офф еврокубков впервые за 18 лет Спорт, 02:45 Тренд будущего: колонизация Марса и коммерческое использование космоса РБК и Райффайзенбанк, 02:41 Определились все участники плей-офф Лиги Европы Спорт, 02:41 МИД Турции назвал резолюцию США о геноциде армян политическим спектаклем Политика, 02:18 Зеленский назвал условие для сотни рукопожатий с Путиным Политика, 01:55 Баскетболисты ЦСКА проиграли «Маккаби» в матче Евролиги Спорт, 01:49 Лидеры ЕС решили продлить санкции в отношении России Политика, 01:29 США внесли в список санкций сына президента Никарагуа Политика, 01:27
Мнение ,  
0 
Михаил Крутихин Выгоден ли России отказ от «Южного потока»
Вчера российские власти и «Газпром» сообщили о закрытии «Южного потока» – газопровода, который должен был пойти в Европу через Черное море, в обход Украины. Требования Еврокомиссии к проекту не удалось выполнить. Вместо этого Россия договорилась с Турцией о строительстве нового газопровода, также через Черное море. Кто же на самом деле выигрывает от этой сделки?

Можно предположить, что заявление Владимира Путина о прекращении работ по проекту «Южный поток» было сделано в понедельник с серьезными намерениями, а не только для того, чтобы подтолкнуть Еврокомиссию к предоставлению этому газопроводу исключительного монопольного статуса. Однако новая версия проекта, озвученная российским президентом и «Газпромом», порождает ряд вопросов и сомнений. 

В целом предложение заменить украинский транзит турецким выглядит не слишком адекватным. Турки не раз демонстрировали своеобразный подход к услугам по транспортировке чужого газа – скажем, иранского или азербайджанского – через свою территорию, настаивая на схеме приобретения этого газа с последующей его перепродажей как турецкого. 

Кроме того, в Турции уже начато строительство газопровода TANAP, который доставит азербайджанский, а в будущем и туркменский газ на греческую границу, откуда тот пойдет в Албанию и Италию по другой трассе – TAP. И очевидная судьба нового российского «Потока» – двинуться из Турции в Европу через Болгарию, то есть по тому самому маршруту, который Еврокомиссия желает регулировать в соответствии с антимонопольными правилами своего «третьего энергопакета». Ведь именно европейские комиссары, а отнюдь не болгары помешали газпромовским планам, когда потребовали приостановить проект, пока договоренности с российской компанией не будут приведены в соответствие с законами и правилами Евросоюза по обеспечению конкуренции в транспортировке энергоносителей. 

В этом случае совершенно непонятно, что выигрывает «Газпром», добавляя в «Южный поток» еще одно звено – Турцию. Начало наземной европейской газотранспортной системы на турецкой земле с продолжением в Болгарию, Сербию, Венгрию и так далее подозрительно напоминает полузабытый проект Nabucco (так и не реализованный газопровод из Туркмении и Азербайджана в ЕС). Получается, что «Газпром» за свои средства построит для европейцев вожделенный газопровод, которым – как требует никем не отменяемый «третий энергопакет» – станут пользоваться и другие поставщики газа. 

За право начать с Анкарой переговоры по такому предложению российский руководитель уже заплатил решением снизить для Турции цену на поставляемый ей российский газ. А стоит вспомнить еще затраты, которые уже понесены ради продвижения «Южного потока». На российской территории вовсю идет строительство наземного участка этой трубопроводной системы под названием «Южный коридор». Недавно «Газпром» в очередной раз объявил о резком росте стоимости проекта. А независимые эксперты оценивают полный бюджет российских отрезков трассы в суммы, начинающиеся с $37 млрд. Подрядчик по уже распределенным контрактам – компания «Стройгазмонтаж», принадлежащая Аркадию Ротенбергу. Он пока единственный, кто реально выиграл от проекта столь трудной судьбы. 

Перенос трассы в Турцию означает значительный сдвиг сроков реализации проекта. Потребуются долгие и сложные переговоры, инженерные изыскания, проектирование и так далее, не говоря уже о неизбежных новых конфликтах с еврокомиссарами. Пока же российский газ будет по-прежнему попадать в центральную и южную Европу через Украину. 

Остается отметить, что украинцы ни разу не нарушили условий транзита, обеспечивать который они должны не только по контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», но и по Договору к Энергетической хартии (хотя в Москве и звучали обвинения в нарушениях условий контракта по транзиту, европейские получатели российского газа не обнаружили в перебоях вины украинской стороны). Это ратифицированное Киевом международное соглашение обязывает Украину беспрепятственно пропускать через свою территорию чужие энергоносители при наличии технической возможности – что она и делает. 

Об авторах
Михаил Крутихин Партнер консалтинговой компании RusEnergy
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.