Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
В конце декабря из Ирака вернется более сотни женщин и детей 19:36, Политика Как вернули голос молчаливому гению Стивену Хокингу 19:32, Lenovo и РБК СМИ узнали об иске в Турции к представителю Трампа за помощь террористам 19:26, Политика ВЭБ профинансирует проект UC Rusal и «РусГидро» на 18,5 млрд руб. 19:23, Бизнес ФИФА подтвердила получение от WADA данных о российских футболистах 19:05, Спорт «Тотальный кризис» в РАО не дал поднять сборы для композиторов и поэтов 18:56, Технологии и медиа В Британии задержаны привлекшие внимание Трампа лидеры ультраправых 18:55, Политика Министр транспорта предложил Медведеву уволить главу Росавиации 18:52, Общество Porsche изнутри: виртуальный тест-драйв на мобильном 18:49, РБК и Porsche Обратная связь: реакция на сказанное Путиным на пресс-конференции 18:28, Политика В Подмосковье упразднен район Орехово-Зуево 18:27, Общество Минтранс предложил повысить штрафы для авиакомпаний за задержки рейсов 18:22, Общество Стало известно имя предоставившего $2 млн на «взятку» Улюкаеву 18:21, Бизнес Власти Нигерии выделили $1 млрд на борьбу с боевиками «Боко Харам» 18:17, Общество Прокуратура не нашла нарушений в закупках рыбы на 2,2 млрд руб. для ФСИН 18:14, Общество Роль в истории: как политики снимались в кино 18:12, Фотогалерея  Греф рассказал о двух своих преемниках 18:11, Финансы IT-технологии для роста бизнеса: анализ и практика 18:11, SAP и РБК В Москве установят памятники Сергею Третьякову и Марине Цветаевой 18:10, Общество Глава ВЭБа опроверг продажу Проминвестбанка бизнесмену Ярославскому 18:01, Бизнес После ответа Путина дело о «теленке с GPS» вернули в прокуратуру 18:01, Общество Анастасия Кузьмина выиграла вторую подряд гонку Кубка мира по биатлону 17:45, Спорт Роскомнадзор разъяснил блокировку материалов нежелательных организаций 17:36, Технологии и медиа Путь салата: как он попадает на праздничный стол 17:36, РБК и Белая Дача Дурманов объяснил упомянутую Путиным «ошибку» чиновников с Родченковым 17:30, Общество Минпромторг назвал дату начала эксперимента по маркировке обуви 17:22, Бизнес Прокуратура предостерегла Яшина от проведения несогласованной акции 17:07, Политика Роскомнадзор решил пока не блокировать YouTube из-за «Открытой России» 17:07, Технологии и медиа
Дорогая жизнь: из чего складывается цена на авиабилет
Экономика, 02 сен, 2015 17:38
0
Николай Уланов Дорогая жизнь: из чего складывается цена на авиабилет
Люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов. Но даже в успешный год выручка колеблется в пределах 1–2%

​В новом цикле статей для РБК предприниматели, члены «Деловой России», объясняют, из чего складывается конечная цена на товар или услугу и как инфляция влияет на стоимость этих продуктов.

Объем авиационных перевозок на внутренних воздушных линиях растет из года в год, однако внушительная часть россиян по-прежнему не пользуются этим видом транспорта из-за стоимости авиаперевозок. Считается, что авиакомпании в погоне за прибылью задирают цены.

Стоимость авиабилета определяется прежде всего себестоимостью авиаперевозки — прямыми и косвенными затратами, необходимыми для выполнения полетов и работы компании. На стоимость авиабилета влияет и коммерческая политика компании.

В мировой практике — Россия здесь не исключение — рентабельность авиакомпаний весьма низкая. В среднем в стабильных авиакомпаниях в хороший год она колеблется в пределах 1–2%.

При этом чем меньше самолет, тем больше себестоимость пассажирского кресла. То есть самые затратные — это региональные перевозки на самолетах вместимостью 30–50 человек.

Основные статьи расходов, формирующие себестоимость авиабилета, составляет обслуживание пассажиров, багажа и воздушных судов в аэропорту — 26%. Примерно столько же тратится на авиационное топливо. Затраты на ремонт и техническое обслуживание воздушных судов, страхование и лизинг занимают 16%. Следующая статья расходов — фонд оплаты труда, он составляет примерно 10%. Половину от фонда оплаты труда занимают затраты на рекламу и административные расходы — по 5%. Столько же тратится на комиссии и сборы. Аэронавигационные сборы и метеообеспечение составляют 4%. Оставшиеся 8% приходятся на амортизацию.

Кроме того, при формировании тарифа на внутреннюю перевозку к себестоимости прибавляется НДС (с 1 июля 2015 года — 10%). Международные перевозки НДС не облагаются. Это значит, что при одинаковой себестоимости внутренней и международной авиаперевозки тариф на внутреннем рынке будет на 10% выше.

Часть вышеперечисленных расходов авиакомпаний номинирована в валюте. В случае внутренних перевозок для авиакомпаний, эксплуатирующих иностранную технику, как правило, траты в валюте приходятся на лизинговые платежи, страховку воздушного судна, его запчасти и техническое обслуживание, если оно выполняется за границей.

В среднем доля валютных платежей в общих затратах на деятельность в авиакомпаниях составляет 25–35%. Из этого следует, что увеличение курса валют по отношению к рублю в два раза увеличивает себестоимость перевозки, примерно на 12–18%.

Косвенно удорожание иностранной валюты влияет и на другие расходы. Поставщики услуг также поднимают стоимость, ссылаясь на свои выросшие валютные расходы. Рост цен у поставщиков в условиях резкого колебания курса в среднем достигает 15–20% в течение года.

На стоимость авиабилетов оказывают влияние еще два дополнительных фактора: конкуренция и платежеспособный спрос населения. На линиях с большим количеством перевозчиков (например, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Краснодар) авиабилеты зачастую могут продаваться ниже себестоимости ради удержания позиций компании на рынке. Убытки перекрываются увеличением маржи на других маршрутах авиаперевозчика.

При спаде экономики и снижении уровня доходов люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Разумеется, авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов, используя свои резервы, чтобы сохранить минимально необходимый уровень выручки.

По экспертным оценкам, средний рост тарифов во втором полугодии 2015 года превысит 10%. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране основная задача авиакомпаний — удержать минимально возможный уровень стоимости билета, обеспечивая себе хотя бы окупаемость.

Читайте также другие материалы серии
Из чего складывается цена на хлеб
Из чего складывается цена за проезд на маршрутке
Из чего складывается цена на молоко
Из чего складывается цена чая

Об авторах
Николай Уланов Председатель Совета директоров авиакомпании «Руслайн»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.