Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 1 апреля
EUR ЦБ: 84,11 (+0,35)
Инвестиции, 31 мар, 16:54
Курс доллара на 1 апреля
USD ЦБ: 77,32 (+0,24)
Инвестиции, 31 мар, 16:54
SANA сообщила о пяти пострадавших военных при обстреле со стороны Израиля Политика, 03:02
Полянский заверил, что Россия будет «честным брокером» в Совбезе ООН Политика, 02:32
Nikkei узнал о призыве США к G7 объединить усилия против «буллинга» Китая Политика, 02:10
В Мексике погибли два пассажира загоревшегося в полете воздушного шара Общество, 02:07
Сальдо сообщил о предотвращении терактов в Новой Каховке Политика, 01:42
Bloomberg узнал о планах Трампа перенести дело в более дружественный суд Политика, 01:07
Глава МИД Латвии на 1 апреля пошутил о вступлении Украины в ЕС Политика, 00:48
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
«Нужен психолог». Что говорят о скандале вокруг восьмилетней фигуристки Спорт, 00:03
Итальянские производители сообщили о росте экспорта вин в Россию на 16% Бизнес, 00:02
Из турецкого Трабзона в Сочи пустят паром после девятилетнего перерыва Общество, 01 апр, 23:33
Полиция применила водометы на вновь вспыхнувших протестах в Израиле Политика, 01 апр, 23:31
Суд не разрешил митрополиту Павлу посещать лавру во время ареста Политика, 01 апр, 23:08
Митрополит Павел пожаловался на здоровье при попытке надеть браслет Политика, 01 апр, 23:00
На месте трехэтажного H&M на Тверской открылся магазин «Глория Джинс» Бизнес, 01 апр, 22:17
Мнение ,  
0 
Николай Уланов

Дорогая жизнь: из чего складывается цена на авиабилет

Люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов. Но даже в успешный год выручка колеблется в пределах 1–2%

​В новом цикле статей для РБК предприниматели, члены «Деловой России», объясняют, из чего складывается конечная цена на товар или услугу и как инфляция влияет на стоимость этих продуктов.

Объем авиационных перевозок на внутренних воздушных линиях растет из года в год, однако внушительная часть россиян по-прежнему не пользуются этим видом транспорта из-за стоимости авиаперевозок. Считается, что авиакомпании в погоне за прибылью задирают цены.

Стоимость авиабилета определяется прежде всего себестоимостью авиаперевозки — прямыми и косвенными затратами, необходимыми для выполнения полетов и работы компании. На стоимость авиабилета влияет и коммерческая политика компании.

В мировой практике — Россия здесь не исключение — рентабельность авиакомпаний весьма низкая. В среднем в стабильных авиакомпаниях в хороший год она колеблется в пределах 1–2%.

При этом чем меньше самолет, тем больше себестоимость пассажирского кресла. То есть самые затратные — это региональные перевозки на самолетах вместимостью 30–50 человек.

Основные статьи расходов, формирующие себестоимость авиабилета, составляет обслуживание пассажиров, багажа и воздушных судов в аэропорту — 26%. Примерно столько же тратится на авиационное топливо. Затраты на ремонт и техническое обслуживание воздушных судов, страхование и лизинг занимают 16%. Следующая статья расходов — фонд оплаты труда, он составляет примерно 10%. Половину от фонда оплаты труда занимают затраты на рекламу и административные расходы — по 5%. Столько же тратится на комиссии и сборы. Аэронавигационные сборы и метеообеспечение составляют 4%. Оставшиеся 8% приходятся на амортизацию.

Кроме того, при формировании тарифа на внутреннюю перевозку к себестоимости прибавляется НДС (с 1 июля 2015 года — 10%). Международные перевозки НДС не облагаются. Это значит, что при одинаковой себестоимости внутренней и международной авиаперевозки тариф на внутреннем рынке будет на 10% выше.

Дорогая жизнь: из чего складывается цена на авиабилет

Часть вышеперечисленных расходов авиакомпаний номинирована в валюте. В случае внутренних перевозок для авиакомпаний, эксплуатирующих иностранную технику, как правило, траты в валюте приходятся на лизинговые платежи, страховку воздушного судна, его запчасти и техническое обслуживание, если оно выполняется за границей.

В среднем доля валютных платежей в общих затратах на деятельность в авиакомпаниях составляет 25–35%. Из этого следует, что увеличение курса валют по отношению к рублю в два раза увеличивает себестоимость перевозки, примерно на 12–18%.

Косвенно удорожание иностранной валюты влияет и на другие расходы. Поставщики услуг также поднимают стоимость, ссылаясь на свои выросшие валютные расходы. Рост цен у поставщиков в условиях резкого колебания курса в среднем достигает 15–20% в течение года.

На стоимость авиабилетов оказывают влияние еще два дополнительных фактора: конкуренция и платежеспособный спрос населения. На линиях с большим количеством перевозчиков (например, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Краснодар) авиабилеты зачастую могут продаваться ниже себестоимости ради удержания позиций компании на рынке. Убытки перекрываются увеличением маржи на других маршрутах авиаперевозчика.

При спаде экономики и снижении уровня доходов люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Разумеется, авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов, используя свои резервы, чтобы сохранить минимально необходимый уровень выручки.

По экспертным оценкам, средний рост тарифов во втором полугодии 2015 года превысит 10%. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране основная задача авиакомпаний — удержать минимально возможный уровень стоимости билета, обеспечивая себе хотя бы окупаемость.

Читайте также другие материалы серии
Из чего складывается цена на хлеб
Из чего складывается цена за проезд на маршрутке
Из чего складывается цена на молоко
Из чего складывается цена чая

Об авторе
Николай Уланов Николай Уланов Председатель Совета директоров авиакомпании «Руслайн»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги