Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как покупателю отличать вредную еду от полезной: маркировки и этикетки Партнерский проект, 09:33
Самые актуальные площадки для продвижения сегодня: большой обзор Pro, 09:33
Ракова сообщила об открытии паллиативного центра в Боткинской больнице Город, 09:30
В ДНР сообщили о выходе из «Азовстали» 10 военных с белыми флагами Политика, 09:22
Российский вратарь побил два рекорда в НХЛ в ходе одной игры Кубка Стэнли Спорт, 09:14
В Японии оценили перспективы атомной энергетики из-за операции на Украине Экономика, 09:13
Как повысить рентабельность грузоперевозок. Тест РБК и Cordiant Professional, 09:09
Сильнейший конкурент Amazon выходит на IPO: что нужно знать инвесторам Pro, 09:03
Стали известны все четвертьфинальные пары Кубка Стэнли Спорт, 08:56
Компания переезжает на новое место, а сотрудник отказывается. Что делать Pro, 08:47
Нейрокепка и искусственный интеллект: как сконцентрироваться на дороге Партнерский проект, 08:45
«Коммерсантъ» узнал о риске «колоссальных пробок» в аэропортах Экономика, 08:36
Гол Панарина в овертайме выбил клуб Малкина из Кубка Стэнли Спорт, 08:27
Дарья Касаткина стала первой ракеткой России Спорт, 08:23
Дискуссионный клуб ,  
0 
Екатерина Гришина

Антивирусное управление: что помогает предприятиям пережить пандемию

Фото: Leon Neal / Getty Images
Фото: Leon Neal / Getty Images

В последние два года в стране заметно вырос спрос на программы дополнительного образования для руководителей. Так, более 40% владельцев и топ-менеджеров сектора малого и среднего бизнеса намерены развивать компетенции в сфере управления, 76% крупных компаний планируют обучение управленцев уже в 2021 году (данные совместного исследования Промсвязьбанка (ПСБ) и общественной организации «Опора России», а также данные исследования Московской школы управления «Сколково»).

Триггером спроса, конечно, стала пандемия. Топ-менеджеры предприятий столкнулись с беспрецедентной ситуацией, когда в авральном режиме им приходилось перестраивать производственные и бизнес-процессы, пытаясь при этом минимизировать издержки и сохранить лояльность сотрудников. Затянувшаяся неопределенность вскрыла много системных проблем. Уже первые сложности со сбытом показали, что многие предприятия не умеют работать с продуктовым портфелем и владеют очень ограниченным набором инструментов маркетинга.

Большая часть антикризисных мер, которые принимали компании, была связана с сокращением фонда оплаты труда и персонала. Такие решения принимали порядка 40% предприятий, что говорит о незнании процессных подходов и непонимании сути оптимизации. Серьезным испытанием на прочность для управленцев стал переход на гибридные форматы работы и быстрая настройка процессов цифровизации. Учитывая, что больше трети руководителей в России не обучались со студенческих лет, стало очевидно: управленческие команды нуждаются в новых навыках.

Понимание, что эффективность компаний напрямую связана с компетенциями менеджмента, есть и на уровне государства. Поэтому в рамках национального проекта «Производительность труда» сегодня уделяется особое внимание обучению собственников и руководителей бизнеса. С 2019 года при поддержке Минэкономразвития России в стране реализуется образовательная программа «Лидеры производительности», к которой уже присоединились более 1100 предприятий из разных регионов.

Собственники, генеральные директора и руководители ключевых подразделений российских компаний на программе учатся комплексно оценивать предприятие с точки зрения его эффективности и находить новые источники роста прибыли. Для этого участники прокачивают навыки стратегического менеджмента, маркетинга и продаж, управления производством и персоналом и сразу применяют их на практике в живых проектах, заказчиками которых выступают сами предприятия. Как правило, каждая компания приходит на программу со своей болью, и проектное решение становится долгожданным «лекарством»: кто-то в стадии перехода на гражданскую продукцию, кто-то систематически срывает сроки заказов, у кого-то падают продажи или большая текучка со всеми вытекающими последствиями, а часто и все в комплексе. Сегодня по всей стране реализуется более 800 таких проектов. 70% из них уже принесли результаты, в том числе рост экономических показателей. Так, сами предприятия отмечают стабильные положительные изменения: увеличение роста производительности на 3,5–60%, рост продаж на 25–30%, сокращение временных затрат на 5–20%.

К примеру, Чайковский филиал АО «Газпром бытовые системы» Пермского края, который производит треть всех газовых бытовых плит в стране, пришел в программу с целью развить производство профтехники. Изначально руководство предприятия планировало запустить только три вида продукции. По итогам маркетингового исследования выяснилось, что для удобства клиентов требуется больше нейтрального оборудования: столов, стеллажей и др. Так завод расширил новую линейку продукции до 23 изделий в четырех направлениях. Параллельно на предприятии начали внедрять систему автоматизации: установили лазерные и листогибочные комплексы, что позволило существенно сократить время производства. В результате за два года заводу удалось повысить производительность труда на 10% и почти на треть увеличить выручку.

Другое предприятие — ООО «ПК «Промтрактор» из Чувашии — регулярно сталкивалось с проблемами на производстве. План по выпуску продукции не выполнялся, предприятию не удавалось удовлетворить растущий спрос, а упущенная выручка составляла существенную долю от годового оборота. Все это стало следствием неэффективного управления мощностями и персоналом. Изменить ситуацию помогли решения, разработанные во время обучения. Так, на предприятии внедрили систему оценки руководящего состава и разработали программу развития управленческих компетенций. Кроме того, на заводе запустили обучение специалистов станочной группы, доработали систему адаптации и наставничества. Одновременно провели анализ загрузки и простоев оборудования, который помог определить причины частых поломок и затянутых сроков производства. Все это помогло повысить управляемость процессов и качество работы персонала, что позволило увеличить выпуск продукции почти на 30% и вернуть упущенную выручку.

Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Ничего особенного: как новые технологии «украли» харизму Starbucks
Pro
Что поменять в договоре, даже если санкции вас не коснулись
Pro
Какие ошибки в опционном договоре обернутся финансовыми потерями
Pro
PR госзаказчика: где кроются сложности
Pro
Фото: Chris McGrath / Getty Images Почему фрилансеры все-таки не заменят компании ключевых сотрудников
Pro
Фото: Shutterstock Почему обвал Apple может перерасти в катастрофу для всего рынка США
Pro
Неторопливый миллиард: как россиянину успешно выйти на рынок Индии
Pro
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС Смогут ли акции АЛРОСА подняться после падения

Проектный подход и системное применение инструментов повышения производительности помогают предприятиям решать давно наболевшие проблемы и выходить на новые показатели без помощи внешних консультантов. Как показывает мониторинг реализации проектов, большинство предприятий идут дальше и продолжают оптимизировать процессы на других участках и в других областях бизнеса.

Об авторе
Екатерина Гришина Екатерина Гришина Директор центра повышения производительности ВАВТ Минэкономразвития
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Материалы к статье
Теги