Лента новостей
В Крыму ФСБ пришла с обысками к «Свидетелям Иеговы» 10:48, Общество МФЦ Москвы ответили на сообщение об утечке паспортных данных 10:42, Общество Битва дизайнеров: как по-разному можно оформить одну и ту же квартиру 10:35, РБК и Whirlpool Поддержавшая Цеповяза глава ОНК сложила с себя полномочия 10:30, Общество Вылетевший из Шереметьево лайнер вернулся по техническим причинам 10:24, Общество Суд развел Петросяна и Степаненко 10:23, Общество Toyota представила новую Corolla 10:20, Авто Больше онлайн-касс: что ждет предпринимателей в 2019 году 10:02, Потребрынок  Полный гид по уходу за зубами: самые важные вопросы 10:00, РБК и Philips В Подмосковье задержали подозреваемых в аферах с землей на 100 млн руб. 09:59, Общество Американские прокуроры предъявили обвинение Ассанжу 09:49, Политика На Кутузовском ограничили движение из-за смертельного ДТП с Maybach 09:43, Общество Ким Чен Ын поручил раздать детям подаренные Южной Кореей мандарины 09:36, Общество Как завести горизонтальные связи на бизнес-мероприятиях 09:30, РБК и Открытие Двух лидеров «красных кхмеров» впервые осудили за геноцид 09:11, Политика Сделка в пустыне: как Ливия готовится стать федерацией 09:06, Мнение Винницкое духовенство отказалось присоединяться к Украинской церкви 09:05, Политика Вера в надежность денег: почему нужно уходить от депозитов к инвестициям 09:00, РБК и FW Raiffeisen Брошки на блокчейне: зачем «Мосгорломбарду» роботы и криптовалюты 09:00, Свое дело На Christie’s за рекордную сумму в $90,3 млн продали картину Хокни 08:41, Общество $4 млрд вложил Уоррен Баффет в банк JPMorgan Chase 08:25, Quote Правительство расширило программу льготных авиаперевозок по стране 08:24, Общество 5 модных трендов этой осени 08:14, РБК Pink и KUPIVIP.RU SpaceX повторила рекорд по количеству запусков ракет 07:58, Технологии и медиа СМИ узнали об обещании Абэ не размещать базы США при передаче Курил 07:41, Политика Обед за 15 минут: персональный рецепт итальянской кухни 07:14, РБК и Barilla Экс-глава СБУ предрек Украине поражение в случае войны с Россией 06:28, Политика «Яндекс.Деньги» начал подключать онлайн-магазины из Южной Кореи 06:15, Технологии и медиа
Битая иномарка: почему рано хоронить Volkswagen
Бизнес, 28 сен 2015, 00:02
0
Тимур Турлов Битая иномарка: почему рано хоронить Volkswagen
Volkswagen ожидают серьезные испытания, а акции автопроизводителей всего мира ждет высокая волатильность. Если вы готовы инвестировать надолго, то сейчас неплохое время для входа в капитал автогиганта

Авария с потерпевшими

История с Volkswagen открывает перед нами новую страницу автомобильной истории. Безупречная репутация подмочена, своей отставкой теперь уже бывший глава компании Мартин Винтеркорн признал факт фальсификаций или по крайней мере свою ответственность за них. Потеряна треть капитализации автогиганта, теряют и конкуренты: 4–6% — плата за риск, что что-то похожее может вскрыться и у них.

Дорого ли стоит сегодня репутация автомобильного гиганта? Из-за скандала Volkswagen потерял €20 млрд капитализации — это много, текущая капитализация компании составляет €52 млрд. Теперь эта история станет неотъемлемой частью имиджа компании. Говорим Volkswagen — вспоминаем это темное пятно биографии, и это станет клеймом на всю жизнь. Это неоспоримый факт.

Аналитики-алармисты будут сейчас предрекать скорую гибель огромной компании и говорить о том, что инцидент положит начало новому экономическому кризису в еврозоне. Здесь каждое седьмое рабочее место приходится на отрасль автомобилестроения, так что влияние действительно может оказаться существенным. Но разве кто-то сказал, что Volkswagen делает плохие автомобили? Потребители перестали на них ездить? Смертельно ли это для компании? Отнюдь нет. Наличие греха — тоже часть жизни, а не признак скучной и никому не интересной святости.

Вот несколько цифр в подтверждение того, что ни мир, ни Volkswagen не рухнут после известных событий. Никакого банкротства ждать не стоит — максимальная сумма штрафа, который грозит Volkswagen, из-за нарушения американского закона о чистоте воздуха, составляет $18 млрд.

Судя по отчетности компании, на конец второго квартала 2015 года запас наличных денег и краткосрочных вложений превышал $35 млрд. Даже если представить самый плохой сценарий, не предполагающий судебных побед, поддержку правительства и просто смягчающие обстоятельства, на выплату штрафа будет взят кредит или привлечены средства за счет выпуска облигаций, на комфортных условиях и по известно низкой европейской ставке. Исходя из доходностей текущих облигационных выпусков Volkswagen без особых проблем сможет привлечь, например, пятилетние средства в евро по ставке около 2% годовых, и их с радостью выкупит большинство европейских банков. У компании по-прежнему международные кредитные рейтинги на уровне А, но даже понижение до инвестиционного уровня BBB сохранит отличные возможности привлечения средств на рынке.

Не стоит переоценивать склонность европейской цивилизации к саморазрушению. Да, безусловно, понятия европейской системы ценностей требуют того, чтобы акционеры и держатели субординированных облигаций концерна Volkswagen понесли убытки, и они их уже понесли. Глава компании тоже поплатился за ошибку.

По пути Bank of America

Скорее всего, потенциальный объем штрафов и расходы, связанные с урегулированием данной ситуации, окажутся ощутимо меньше апокалиптических прогнозов.

Рынок «старшего» несубординированного долга, выплаты по которому в случае банкротства идут в первую очередь, холдинга Volkswagen не демонстрирует никаких сомнений в долгосрочной платежеспособности концерна — классические облигации компании не рухнули так же, как котировки. При этом субординированный «младший» долг (эти облигации потеряли в цене около 25%) будет с высокой вероятностью принудительно конвертирован в капитал. Впрочем, в этом и состоит функция «субордов» — это страховка компании на случай снижения капитала, и их держатели, в общем-то, должны были быть готовы к такому развитию событий.

Самый вероятный сценарий таков: судебные тяжбы станут массовыми и будут продолжаться несколько лет, как это было с банками США, которых обвиняли в махинациях с ипотечными облигациями, ставшими причиной возникновения финансового кризиса 2008–2009 годов. Крупнейший штраф в размере $16,6 млрд тогда согласился заплатить Bank of America за прекращение расследования.

В момент судебных разбирательств и после выплаты штрафа Bank of America работал в обычном режиме и продолжает это делать сейчас. В настоящий момент это третий по величине банк в США и одна из «голубых фишек» американского фондового рынка. Былые грехи забыты. Похожий сценарий приемлем и для нынешнего дела и вполне устроит Volkswagen.

Пит-стоп

Компания вряд ли обанкротится, но смогут ли многочисленные конкуренты обогнать застрявшего на обочине гиганта? Возможно, некоторое преимущество получат производители автомобилей, использующих альтернативную энергию, вроде Tesla. Им датчики, занижающие показатели выбросов, точно не нужны. Но даже по самым оптимистичным прогнозам их доля рынка в ближайшие пять лет может достичь лишь 5–7% — слишком много вопросов им еще надо решить и большой путь предстоит пройти. Инфраструктура для электрокаров еще не создана в большинстве стран мира.

Вряд ли станет эта история драйвером роста продаж конкурентов Volkswagen из Кореи или Японии. Проблемы или огрехи будут с завидным постоянством появляться у всех крупнейших игроков. Массовые компании по отзыву автомобилей стали в отрасли нормой. Это общий удар по репутации автопрома.

В общем, Volkswagen ожидают серьезные испытания, мы станем свидетелями разоблачающего шоу, которое может продлиться несколько лет, а акции автопроизводителей всего мира ждет высокая волатильность. Вероятно, что все апокалиптические сценарии уже заложены в котировки. Если вы готовы инвестировать надолго, не забывая и о классических принципах диверсификации, сейчас неплохое время для входа в капитал автогиганта.

Об авторах
Тимур Турлов Генеральный директор ИК «Фридом Финанс»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.