Дырявые ботинки: почему сейчас нужно строить обувные фабрики
Кредит на сапоги
Кризис до сих пор душит обувной рынок. Люди экономят на всем, донашивают старые сапоги и ботинки. И пусть в денежном выражении объем продаж почти не изменился, это никого не обманывает. Просто импортная обувь сильно подорожала, а она преобладает на наших прилавках.
В натуральном выражении (в штуках) падение продаж достаточно сильное. Наиболее глубоким оно было в первом квартале 2015 года — на 20–25% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Во втором полугодии темпы падения стали замедляться. В целом по году обувной рынок в парах сократится на 18–20%.
Ретейлеры спокойны — рано или поздно покупатели вернутся. Обувь постепенно изнашивается, а босиком ходить никто не сможет. Просто кризис поменяет приоритеты потребителей. Большей популярностью будет пользоваться недорогая обувь ходовых цветов. И если раньше брали в кредит айфоны, то в следующем году популярным станет заем на покупку зимних сапог.
Зарплата ниже, чем в Китае
Главное, что сейчас интересует предпринимателей, — где будут сделаны эти сапоги? В Польше, в Китае или все-таки в России? За счет девальвации рубля отечественное производство становится более конкурентоспособным. В валютном эквиваленте заработная плата на обувных фабриках в России сейчас по некоторым специальностям ниже, чем в Китае. Отдельные материалы из российского сырья тоже стали дешевле китайских.
В долгосрочной перспективе девальвация выгодна и ретейлерам. Им проще работать с отечественными фабриками: нет валютных рисков, упрощается логистика, можно планировать поставки более мелкими партиями и не раз в полгода, а хоть еженедельно.
Несмотря на все это, в ближайшие годы отечественная обувь вряд ли сумеет отвоевать хотя бы половину места на полках обувных магазинов. Опыт прошлых кризисов показывает, что драйва от девальвации хватает всего на два-три года. Предприниматели понимают, что закладывать эффект от снижения валютного курса в основу бизнес-стратегии слишком опрометчиво. Есть риск, что скоро импортировать обувь опять станет выгоднее, чем производить ее здесь.
К тому же многие компании сейчас не могут не только развитие планировать, они не знают, как финансировать текущий бизнес. Даже те, у кого есть заказы, не могут расширить производство, потому что кредиты недоступны: процентные ставки очень высоки, а финансирование выделяется лишь на короткие сроки.
Обувная фабрика окупается пять-семь лет. Для банков это слишком долгий срок. У них нет длинных денег. Ситуация в финансовом секторе еще более тяжелая, чем в ретейле и промышленности.
Импортные нитки
Еще одно серьезное препятствие для импортозамещения — дефицит отечественных материалов и комплектующих для производства обуви. На всю страну у нас всего четыре крупных кожевенных завода, у которых к тому же очень узкий ассортимент продукции. В России практически не выпускаются подкладочный мех и фурнитура для обуви. Качественные нитки, иголки, клей — все это тоже импортное. Про оборудование и технологическую оснастку лучше промолчу.
Инвесторы не вкладывают деньги в производство комплектующих. У таких проектов срок окупаемости еще больше, чем у обувной фабрики. Возврата денег придется ждать более 10 лет. Отпугивает и то, что в России пока очень небольшой рынок сбыта материалов и комплектующих для производства обуви.
Проще всего сейчас организовать выпуск подошв и стелек. Будут развиваться и производства, связанные с переработкой сырья, например кожи. Уже анонсировано создание крупного кожевенного завода в Алтайском крае. Хуже обстоят дела с организацией производства меха для обуви: в стране просто нет подходящего сырья — тонкорунной овчины.
Чем больше обуви выпускается в стране, тем выгоднее производство комплектующих. С этой точки зрения идеальной представляется ситуация, когда каждая вторая пара обуви, которая продается в нашей стране, здесь же будет и выпускаться. Половина — это более 200 млн пар обуви в год. Сейчас, по разным оценкам, в России производится от 50 млн до 80 млн пар обуви в год, таким образом, для создания эффективной отрасли российским обувщикам нужно увеличить производство более чем на 100 млн пар.
Обувная революция
Мощность фабрики и стоимость оборудования сильно зависят от степени автоматизации производства. На наш взгляд, средней можно считать фабрику, которая выпускает 500 тыс. пар обуви в год. Минимальные затраты на создание современного производства такой мощности — 500 млн руб. Значит, чтобы увеличить выпуск обуви на 100 млн пар, в стране надо создать 200 обувных фабрик. Цена вопроса — 100 млрд руб.
В России уже сложились четыре центра обувного производства — в Ростовской, Ленинградской, Новосибирской и Челябинской областях. Именно на их основе могут появиться кластеры по производству обуви, а также материалов и комплектующих для ее выпуска.
В обувной промышленности сейчас происходит технологическая революция. Отрасль уходит от ручного труда, на фабриках устанавливаются автоматизированные раскройные и швейные комплексы, что дает возможность существенно снизить себестоимость продукции. Сейчас самый удачный момент для возрождения отечественной обувной отрасли — происходит смена технологий, и можно резко оторваться от конкурентов.