Лента новостей
ЕС заявил о необходимости расследовать данные о задержаниях геев в Чечне 15:05, Общество Тяньцзиньский нижэньчжан, акита-ину и коза: что дарили президенту Путину 14:56, Фотогалерея  Binance появится в России: биржа добавит возможность торговать рублем 14:56, Крипто Искусственный интеллект написал трогательный сценарий рекламного ролика 14:50, РБК и Lexus Минфин решил временно отказаться от планов введения ОСАГО+ 14:47, Общество Адвокат Хаски подал жалобу на его арест в ЕСПЧ 14:45, Общество Путин согласился пустить специалистов ФРГ и Франции в Керченский пролив 14:45, Политика Нападающий «Челси» согласовал контракт с «Атлетико» 14:36, Спорт Глава МИД Германии назвал условие сохранения ДРСМД 14:35, Политика Основатель сети лапшичных: как из рекламы перейти в фастфуд 14:31, РБК и Samsung Макрон пообещал десантникам прыгнуть с парашютом 14:31, Общество Суд в Калмыкии утвердил мировое соглашение шурина Лужкова с кредиторами 14:31, Общество В Иркутской области загорелся нефтеперерабатывающий завод 14:29, Общество СК назвал причину пожара в типографии в Петербурге 14:22, Общество Вне конкуренции: кто живет в центре Москвы и сколько там стоят квартиры 14:14, Недвижимость Тест: как угадать будущую модель автомобиля по странным картинкам 14:12, Авто Высокая конкуренция: как создать сеть магазинов натуральных продуктов 14:07, РБК и «Билайн» Бизнес В Швеции завершился политический кризис после избрания нового премьера 13:56, Политика «Перспективы неизвестны»: спрос на майнинг-чипы от TMSC упал в 2018 году 13:55, Крипто Как современные технологии перевернули представление о комфорте 13:37, РБК и Volvo Cars Дептранс Москвы ответил на предложение о бесплатной парковке у работы 13:35, Общество HSBC предсказал превращение «Яндекс.Такси» в оператора беспилотников 13:34, Технологии и медиа Робот с большой дороги: зачем «Яндексу» беспилотники 13:32, PRO Сильнейший теннисист России вылетел с Australian Open 13:28, Спорт Это просто: как написать свою первую картину 13:27, РБК и «Билайн» Минстрой обязал ставить в дома легко выбиваемые взрывом стеклопакеты 13:27, Общество
Плановые цены: что означают договоренности правительства и нефтяников
Заморозка цен на бензин, 02 ноя 2018, 09:49
0
Александр Былкин Плановые цены: что означают договоренности правительства и нефтяников
Соглашение властей и нефтепереработчиков о замораживании цен на бензин демонстрирует неспособность российской экономики к нормальной работе в рыночных условиях

Розничные цены на рынке моторного топлива регулировались и раньше, в противном случае литр АИ-92 стоил бы больше 50 руб. До 2017 года сдерживание роста цен на АЗС в пределах инфляции было комфортно и переработчикам, и заправкам, но с увеличением рублевых цен на нефть из-за девальвации устоявшаяся модель дала сбой. Заводы покупают подорожавшее сырье — соответственно, для сохранения рентабельности цены на нефтепродукты также требуется поднимать. В результате оптовые цены на топливо резко пошли вверх и в конце мая 2018 года превысили розничные, что несвойственно рыночной экономике.

Ручное регулирование

Для урегулирования ситуации правительству пришлось не только снизить акцизы с 1 июня 2018 года, но и оказать дополнительное давление на компании, чтобы они опустили оптовые цены. Так, в августе 2018 года НПЗ теряли 9 руб./л при поставке АИ-92 на внутренний рынок, из-за чего маржа многих заводов была отрицательной. Устойчиво работать длительное время в убыток не может ни один бизнес, поэтому оптовые цены медленно, но верно поползли вверх. В результате к концу октября для АЗС вновь сложилась противоестественная ситуация: цены закупки были выше отпускных. Особенно остро проблема встала с дизтопливом, при реализации которого заправки теряли 2 руб./л. Розничные цены вновь стали расти, что стало причиной для очередных «разбирательств» с нефтяниками.

В ходе последних переговоров правительство использовало новый инструмент давление на компании — обещание ввести заградительные пошлины на экспорт топлива. При их росте до максимального уровня (90% от цены нефти) среднероссийская маржа НПЗ упадет на минус $3/барр., поэтому меньшим злом для компаний является сдерживание внутренних цен.

Сложная ситуация сохранится до начала 2019 года, пока не будет введен демпфирующий механизм в виде обратного акциза, который возвратят переработчикам. Он компенсирует НПЗ от 95% потерь от продажи топлива по заниженной стоимости на внутреннем рынке относительно экспорта. Данный механизм также позволит нивелировать повышение акцизов и НДС в 2019 году. Размер демпфера в текущих макроэкономических условиях составляет порядка 10 тыс. руб./т, что позволяет переработчикам возместить 80% акциза на бензин и получить дополнительные 1,5 тыс. руб. с каждой тонны проданного дизельного топлива. Однако при значительном снижении нефтяных котировок или укреплении рубля демпфирующий механизм предполагает изъятия у нефтяников. Из-за этого сохраняется неопределенность относительно будущих условий функционирования рынка и, по всей видимости, потребуются корректировки параметров демпфера или переход на принципиально иную модель.

В западных странах динамика стоимости бензина повторяет траекторию цен на нефть, в России же потребители привыкли к росту цен на АЗС в пределах инфляции. Обеспечение стабильности, как показал текущий год, не такая простая задача. При резкой смене макропараметров на рынке возникают дисбалансы, которые приходится ликвидировать в ручном режиме.

Дальше — квоты?

Существуют два решения, которые в корне могут изменить ситуацию. Первое — переход к свободному ценообразованию. Тогда проблем у НПЗ и АЗС не будет, однако появятся сильная волатильность цен и заметное повышение их уровня (около 10 руб./л для АИ-92). Такое положение вещей не устроит потребителя и неприемлемо для социально ориентированного государства. Второе решение — перейти к прямому регулированию оптовых цен и компенсации волатильности нефтяных котировок и обменного курса за счет бюджета и компаний.

Вполне ожидаемо, что правительство выбрало второй путь. В результате достигнутых договоренностей нефтяники должны держать розничные цены на уровне мая-июня до конца года, что обеспечит АЗС маржу в размере около 2700 руб./т. Фактически это означает регулирование не только розничных, но и оптовых цен. Именно эта модель предлагалась экспертами VYGON Consulting в исследовании «Цены на бензин: back to the USSR» еще в августе этого года.

Последние решения подтверждают текущую неготовность российской экономики к функционированию в рыночных условиях: переработчики не могут существовать без таможенных субсидий (отрицательных акцизов), а потребители негативно воспринимают волатильность даже относительно невысоких цен.

Поскольку демпфер не полностью компенсирует разницу между продажами на внутреннем рынке и экспортом, перспектива введения экспортных квот или балансовых заданий по поставкам на внутренний рынок уже не кажется чем-то невероятным. С учетом происходящего следующим шагом может быть переход на устанавливаемые ФАС оптовые и розничные цены, как на газовом рынке, ежегодно индексируемые в соответствии с инфляцией.

Об авторах
Александр Былкин старший консультант компании VYGON Consulting
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Магазин исследований: аналитика по теме "Бензин", "Нефть"