Лента новостей
В Москве сотрудника стройкомпании похитили конкуренты 16:28, Новость Курс Ethereum к биткоину снизился до минимума за три года. В чем причина 16:18, Статья Нидерланды отказали России в аккредитации делегации на конференцию ЮНЕСКО 16:17, Новость Путин описал отношения с Китаем фразой «братья навек». Видео 16:12, Новость На Украине отменят бронь для доставщиков еды и букмекеров 16:08, Статья Глицин не поможет: как бороться с провалами в памяти 16:08, Статья SOTA media признали нежелательной организацией 16:02, Статья АКРА понизило рейтинг расчетного центра СПБ Биржи 16:01, Статья Канны-2024: что-то старое, что-то новое, что-то заимствованное 16:00, Статья В Карелии 21 мая откроется форум-выставка натурального камня 15:52 Интерпол назвал дату получения Иланом Шором российского гражданства 15:49, Новость Российский флот обнаружил и уничтожил морские дроны, шедшие к Крыму 15:47, Статья В Белоруссии заявили, что их нейтральные спортсмены «поют гимн в душе» 15:41, Статья В Росавиации назвали причину закрытия аэропорта в Ставрополе 15:37, Новость «Допелись»: как бизнесу использовать каверы и избежать миллионных штрафов 15:29, Статья Зеленский заявил об угрозе потерять Харьков 15:29, Статья После рейда на складе Ozon из России вышлют 115 мигрантов 15:25, Статья Bloomberg узнал об отключении кондиционеров в ООН ради экономии бюджета 15:24, Новость
Газета
Металлурги ищут дешевые пути
Газета № 126 (3619) (1810) Бизнес,
0

Металлурги ищут дешевые пути

Ассоциация «Русская сталь» предложила ограничить рост тарифов РЖД
Металлурги просят первого вице-премьера ограничить рост тарифов РЖД в 2023 году уровнем 5,7%, что вдвое ниже предложения самой компании. Цена перевозки на Дальний Восток уже достигла 30% от стоимости металла, указывают в отрасли
Фото: Jochen Tack / Global Look Press
Фото: Jochen Tack / Global Look Press

Глава ассоциации «Русская сталь» (объединяет крупнейшие металлургические компании), основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов попросил правительство ограничить рост тарифов РЖД в 2023 году 5,7%, что в 1,7 раза ниже предложения самой компании (9,8%). Об этом говорится в письме Мордашова, которое он направил первому вице-премьеру Андрею Белоусову в понедельник, 17 октября. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник в одной из металлургических компаний.

В письме отмечается, что речь идет о совокупном увеличении железнодорожных тарифов с учетом уже действующих надбавок.

Бизнес
РЖД проиндексируют тарифы на грузовые перевозки почти на 10% Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

«Русская сталь» объединяет крупнейших производителей металлургической продукции и сырья для нее в России: Evraz, ММК, НЛМК, «Северсталь», «Мечел», «Металлоинвест», ОМК, ТМК и др. Они совокупно производят 98% российского чугуна, 90% стали и 63% труб.

Индексация железнодорожных тарифов обусловлена ростом расходов на организацию перевозок, а также необходимостью финансирования инвестпрограммы — в частности, для решения задач по развитию Восточного полигона (БАМа и Транссиба), исходя из потребностей экономики страны в ускоренной переориентации туда грузов с западного направления, отмечают в пресс-службе РЖД.

В секретариате Белоусова отказались от комментариев, РБК направил запросы представителю «Русской стали» и в пресс-службу правительства.

Почему металлурги просят ограничить рост тарифов

В случае согласования предложений РЖД годовой рост нагрузки для перевозок металлов в 2023 году составит 22%, а для транспортировки металлургической продукции в специализированных контейнерах достигнет 334–337%, пишет Мордашов.

Это значительно больше планируемой годовой инфляции в этом году, указывает он: Центробанк прогнозирует инфляцию от 12 до 15%, Минэкономразвития — 12,4%.

В 2022 году железнодорожные тарифы уже были проиндексированы дважды: в начале года на 7,7%, а с 1 июня — на 11%. Из-за двухразовой индексации тарифов, укрепления курса рубля (с 70 руб. за доллар в начале года до 55 руб. в сентябре), снижения цен на металлопродукцию (экспортная цена сляба без учета доставки снизилась с $775 в январе до $467 за тонну в сентябре) и ограничений со стороны недружественных стран экспорт металлов осуществляется с «нулевой или отрицательной рентабельностью», предупреждает бизнесмен. Поэтому предлагаемый рост тарифов приведет к сокращению производства металлургов, а также к переходу на альтернативные виды транспорта (в первую очередь автомобильного) и, как результат, к сокращению доходов РЖД, заключает он. Уже в сентябре 2022 года падение экспорта, по данным РЖД, составило 42%, говорится в письме.

По состоянию на сентябрь средняя транспортная составляющая при отгрузках на Дальний Восток — до 30% от конечной стоимости продукции, при поставках через Азово-Черноморский бассейн — 20% при норме для металлов 5–7%, следует из данных «Русской стали».

РЖД отслеживают ситуацию на рынке перевозок и имеют необходимые инструменты тарифного регулирования, в том числе для металлургических предприятий, чтобы гибко реагировать на изменение конъюнктуры и не допустить оттока грузов, подчеркивают в пресс-службе железнодорожной компании. Ее правление уже рассмотрело обращения НЛМК и «Северстали» и согласовало решение о целесообразности снижения тарифов по отдельным направлениям, добавили там. К тому же сейчас ведется работа по аналогичным обращениям ММК, Evraz и других металлургических предприятий.

Скидки, предложенные РЖД, действуют только до конца года и дают нулевой экономический эффект, утверждает источник, близкий к «Русской стали». Но даже при более выгодных и долгосрочных скидках дополнительная индексация, запрашиваемая РЖД, просто обнулила бы весь эффект от них, указывает он, добавляя, что компании отказались от скидок.

Видно, как сейчас правительство балансирует — повышает налоги на угольную, металлургическую и газовую отрасли в то время, как РЖД получают почти все, что просят, отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. В этом и следующем году запланирована беспрецедентная докапитализация компании на 467 млрд руб., отменены тарифные скидки для экспортных перевозок угля и т.д., указывает он. При этом российские металлургические компании потеряли доступ на ключевые высокомаржинальные рынки (Европы и США), а поставки в Азию и на Ближний Восток менее рентабельны, там существенно ниже цены и выше конкуренция. В такой ситуации металлурги действительно терпят убытки, и логично просить льгот, связанных с экспортной логистикой, иначе придется останавливать какие-то мощности, заключает Бурмистров. Размер расходов на перевозку как сырья, так и готовой продукции составляет существенную долю в расходах компаний, поэтому вполне понятны их пожелания о более лояльном подходе при тарификации перевозок, соглашается управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов.

Как в РЖД объясняли необходимость повышения

Рост тарифов на 9,8% — это примерно 190 млрд руб. дополнительных сборов с грузоотправителей. РЖД просили Белоусова их увеличить, чтобы обеспечить выполнение инвестпрограммы. В 2022 году она должна была быть рекордной, но еще в мае компания анонсировала ее сокращение с 1,028 трлн до 808 млрд руб.

По данным «Коммерсанта», инвестпрограмма компании на 2023 год ожидается на уровне 1,23 трлн руб., что больше прежнего плана (1,14 трлн руб.). Источник издания рассказал, что в рамках нового предложения инвестиции в развитие БАМа и Транссиба относительно уточненной инвестпрограммы текущего года увеличатся на 118 млрд руб., до 260 млрд руб. Возрастут также вложения в ремонт и развитие путевого комплекса и других объектов инфраструктуры — до 319 млрд руб. «Рост тарифа должен быть увязан с размерами инвестпрограммы РЖД и зависит от того, до чего по ней доспорятся», — отмечал федеральный чиновник.

Представитель Белоусова тогда говорил РБК, что решение об индексации тарифов РЖД пока не принято.