Лента новостей
«Суспiльне» сообщил о взрывах в Днепре и Харькове 21:51, Новость Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне 21:46 Как подход к кибербезопасности на рынке становится технологичнее и гибче 21:37 На Воробьевых горах открыли заново построенный лыжный трамплин 21:37, Новость Тутберидзе назвала проблемы, которые ждут Петросян на Олимпиаде 21:34, Статья В Белгородской области при атаке дронов пострадал водитель «Газели» 21:24, Новость Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму 21:23 Росавиация отменила ограничения на полеты в Израиль 21:13, Статья Власти Иркутской области объявили о появлении у себя «трезвых сел» 21:08, Новость В чем золотопромышленники видят ресурс для увеличения энергомощностей 21:07 Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос в развитии компании — поиск смысла» 21:07 20 видов спорта у дома: чем интересен квартал СОЮЗ у ВДНХ 20:52 Функциональность и осмысленность: что такое новая загородная роскошь 20:50 В МИДе заявили о надежде на скорое расследование крушения самолета AZAL 20:50, Новость Умер двукратный победитель Кубка европейских чемпионов Джон Робертсон 20:49, Статья Военные сбили летевший на Москву дрон 20:46, Новость Конгрессмен-республиканец усомнился в словах Трампа по делу Эпштейна 20:45, Статья Почему управление доступом становится новым трендом в кибербезопасности 20:45
Газета
Как Дамаску вернуть Идлиб и не обидеть Турцию
Газета № 148 (2872) (0309)
0
Антон Мардасов

Как Дамаску вернуть Идлиб и не обидеть Турцию

Турция может согласиться с вступлением сирийской армии в Идлиб при условии, что не будут затронуты подконтрольные протурецким формированиям районы

Правительство Башара Асада продолжает переброску армейских подразделений и разношерстных отрядов ополчения в район зоны деэскалации Идлиб, которую министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал последним крупным очагом террористов в Сирии. Присутствие радикальных формирований в провинции Идлиб может стать для Дамаска и Москвы поводом, чтобы военным путем решить важные политические задачи: снизить влияние Анкары на северо-западе Сирии и внести раскол в ряды умеренной оппозиции. Турция в состоянии сорвать такой сценарий, но делать это она, скорее всего, не будет.

Подготовка к операции

Дамаску при российской поддержке уже дважды удавалось реализовать силовой вариант «примирения» оппозиции и власти — сначала в Северном Хомсе, а затем и в юго-западных провинциях — Дераа и Восточной Гуте. Подобный сценарий в Идлибе, скорее всего, предполагает проведение ограниченной военной кампании против радикальной оппозиции при условии нейтралитета протурецких повстанческих сил. По некоторым данным, между Москвой и Анкарой уже достигнуто соглашение о введении в Идлиб российской военной полиции и сотрудников служб безопасности Дамаска. Однако пока нет твердых договоренностей о том, чтобы Турция «подвинула» свои наблюдательные посты в глубь провинции.

Москва, которая позиционирует себя в качестве гаранта территориальной целостности Сирии и главного борца с терроризмом, не может открыто признать Идлиб зоной влияния Турции, хотя и заинтересована в развитии турецко-сирийских связей. Дамаск, со своей стороны, не может мириться с наличием «турецкого анклава» на своей территории, вдобавок ему нужно продемонстрировать самостоятельность в принятии решений.

Официальный повод для проведения операции — деятельность радикальных отрядов «Хайат Тахрир аш-Шама» (ХТШ, «Организация освобождения Шама»), в которой в январе 2017 года растворилась «Джебхат ан-Нусра» — сирийский филиал «Аль-Каиды» (все признаны террористическими и запрещены в России). Москва подкрепила свои аргументы группировкой кораблей ВМФ в Восточном Средиземноморье и разоблачением якобы готовящейся провокации с химическим оружием — по данным российских военных, его получили боевики ХТШ, подготовленные британской ЧВК Olive Group. Впрочем, приведенное Минобороны название компании вызывает вопросы, поскольку еще в 2015 году Olive Group объединилась с ЧВК Constellis и существует под этим названием. В свою очередь, оппозиция заявляет, что бочки с отравляющими веществами привезли проправительственным силам из Дамаска.

Официально Москва впервые упомянула о ХТШ только спустя полгода после ее образования, когда в августе 2017 года начальник Главного управления Генштаба (бывшее ГРУ) генерал-полковник Игорь Коробов сообщил, что на территории Сирии образовалась новая группировка численностью более 25 тыс. человек, с которой тоже надо бороться. С тех пор борьба с ХТШ была основным предлогом для проведения силовых операций и бомбардировок во всех зонах деэскалации.

При этом руководство ХТШ в последнее время проводило политику, направленную на избавление от радикаль​ной идеологии. Более того, есть основания полагать, что во время боев в районе Хамы осенью 2017 года руководство группировки специально бросало на убой наиболее радикальные отряды. Но помимо ХТШ в Идлибе действуют отколовшиеся от нее мелкие отряды и сохраняющая стойкую приверженность «Аль-Каиде» фракция «Хранитель религиозной организации». Все они пока отвергают предложение Турции о роспуске, однако в дальнейшем такой процесс возможен. Бывшие отряды ХТШ, состоящие из сирийцев, могут быть интегрированы в состав умеренной оппозиции без особых возражений Москвы. В конце концов, афганский «Талибан» (движение запрещено в России) имеет более крепкие связи с «Аль-Каидой», чем ХТШ, однако это не помешало российским дипломатам пригласить талибов в Москву на конференцию по афганскому урегулированию.

Выбор Турции

Однако проправительственные силы не смогут воевать со всеми вооруженными отрядами в почти трехмиллионном Идлибе: помимо ХТШ и отколовшихся от нее отрядов в провинции действует протурецкий альянс «Национальный освободительный фронт». Другая ориентированная на Анкару группировка, «Национальная сирийская армия», может в случае необходимости перебросить в Идлиб подкрепления из соседней провинции Алеппо.

Сирийский режим старается стянуть в район Идлиба все боеспособные силы, включая бывших повстанцев c юга, но желающих воевать нашлось мало. Предыдущий успех — относительно бескровное примирение повстанческих территорий на юго-западе — стал возможен только благодаря договоренностям внешних игроков: России, США, Израиля и Иордании. В результате часть отрядов оппозиции стала выполнять роль местных сил самообороны, а часть была включена в состав проправительственных сил.

Поэтому только совместные действия Москвы и Анкары могут решить идлибское уравнение. Турция может согласиться с наступлением сирийской армии на западе и юге повстанческой провинции, и для этого есть целый ряд причин. Анкаре сложно самой справляться с радикалами в Идлибе. Кроме того, курдский фактор не позволяет Турции поддерживать сепаратизм в регионе. А выступая за территориальную целостность Сирии, трудно возражать против права Дамаска проводить военные операции в пределах страны.

Ожидается, что силы Асада будут действовать по тому же принципу, что в Дераа и Восточной Гуте, и сосредоточат внимание на наиболее уязвимых фронтах, создавая коридоры для разделения сил оппозиции. В итоге Дамаску удастся разблокировать стратегические автомагистрали для связи Алеппо с Хамой и Латакией. Правда, интенсивное движение по этим магистралям начнется только при условии сотрудничества с Турцией, что позволит восстановить автомобильное сообщение Алеппо с турецким Газиантепом.

Общество
Группировка кораблей ВМФ России у берегов Сирии. Фотогалерея <p>Ракетный крейсер &laquo;Маршал Устинов&raquo;, в апреле 2017 года <a href="https://www.rbc.ru/politics/21/04/2017/58f9cd939a79479303e3e22c">вернувшийся</a> в строй после шестилетнего ремонта, <a href="https://www.rbc.ru/politics/11/08/2018/5b6eae9c9a794766c7e9160d">вошел</a> в Средиземное море в августе. До этого на корабле занимались тренировкой расчетов ПВО и проверяли готовность оружия и технических средств в Атлантике.</p>

<p>&laquo;Маршал Устинов&raquo; был в группе кораблей Северного флота, в июне 2018 года выходивших в недельный поход для практических стрельб и испытаний нового оружия. Этот поход, по словам представителей Минобороны, <a href="https://www.rbc.ru/politics/13/06/2018/5b2121fc9a7947033a8837e4">стал</a> самым масштабным за последнее десятилетие.</p>

<p>Крейсер вступил в строй в 1986 году. Он <a href="https://rg.ru/2016/11/18/reg-szfo/krejser-marshal-ustinov-poluchil-elektronnoe-oruzhie.html">вооружен</a> 16 сверхзвуковыми крылатыми ракетами П-500 &laquo;Базальт&raquo; и ЗРК С-300Ф &laquo;Форт&raquo;, реактивными бомбометами, торпедами и противолодочным вертолетом Ка-27.</p>

Итогом операции, скорее всего, станет некий компромисс. Правительственные силы не будут заходить в те районы, которые контролируют протурецкие формирования. А после завершения боевых действий можно ожидать слияния «Национального освободительного фронта» с «Национальной сирийской армией» и интеграции этих сил в состав обновленных вооруженных сил Сирии. Операция против ХТШ позволит России подкрепить дипломатические успехи, достигнутые на саммитах в «астанинском формате» и на конгрессе сирийского национального диалога в Сочи, но признает ли их Запад — большой вопрос.

Об авторах
Антон Мардасов эксперт Российского совета по международным делам
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.