Лента новостей
Посол США определился с решением бойкотировать ПМЭФ 01:30, Политика Трамп назвал Huawei очень опасной и предложил включить ее в сделку с КНР 01:14, Политика Власти решили переубедить подписавших петицию об отставке Зеленского 01:09, Политика В администрации Зеленского сочли закон о люстрации антиконституционным 00:59, Политика Появилось видео силового приема Овечкина против игрока сборной США 00:41, Спорт Цена на нефть Brent по итогам дня упала более чем на 4% 00:04, Экономика Определился соперник сборной России в 1/2 чемпионата мира по хоккею 23 мая, 23:44, Спорт Сборная Чехии впервые за четыре года пробилась в полуфинал ЧМ по хоккею 23 мая, 23:32, Спорт В московском метро не нашли связи в инцидентах с застрявшими поездами 23 мая, 23:25, Общество США предъявили Ассанжу обвинения на 175 лет тюрьмы 23 мая, 23:20, Политика Тренер сборной США по хоккею объяснил причины поражения в матче с Россией 23 мая, 23:02, Спорт Как начать бегать: правильный подход 23 мая, 23:00, РБК и Philips Пентагон допустил отправку дополнительных войск на Ближний Восток 23 мая, 22:51, Политика Рогозин описал план по освоению Луны 23 мая, 22:44, Технологии и медиа Посол ответила на слова Зеленского о «старушке Великобритании» 23 мая, 22:41, Политика МИД объяснил отказ в выдаче российской визы Нуланд 23 мая, 22:18, Политика На серой ветке метро Москвы поезда возобновили движение 23 мая, 22:11, Общество Минкомсвязь перечислила угрозы для возможной изоляции Рунета 23 мая, 21:58, Политика Метрополитен Москвы опубликовал видео эвакуации пассажиров на серой ветке 23 мая, 21:47, Общество Гидрометцентр предупредил о похолодании в Москве 23 мая, 21:47, Общество СМИ узнали о желании футболиста ЦСКА Марио Фернандеса поиграть в Испании 23 мая, 21:40, Спорт Кассовый разрыв: как справиться и не допустить повторения 23 мая, 21:32, РБК и ВТБ Глава «Роскосмоса» допустил появление мема «Как вам такое, Рогозин?» 23 мая, 21:28, Общество Захарова назвала ответ России на случай размещения РЛС США в Норвегии 23 мая, 21:27, Политика Россия и Белоруссия договорились очистить «Дружбу» без Польши 23 мая, 21:12, Экономика Яшин заявил о необходимости усилить игру сборной России в обороне 23 мая, 21:09, Спорт На серой ветке метро в Москве произошел сбой из-за застрявших поездов 23 мая, 21:07, Общество Россия договорилась направить военных в Конго 23 мая, 21:07, Политика
Газета
Дума склоняется к добавленному времени
Газета № 121 (2845) (0907) Технологии и медиа,
0
Дума склоняется к добавленному времени
Единороссы предложили увеличить количество рекламы на телевидении
Госдума поможет ТВ конкурировать с интернетом. Депутаты предложили увеличить допустимую продолжительность телерекламы в час с 9 до 12 минут, в результате чего она не будет так сильно дорожать, как это было в последние годы
Фото: Евгений Леонов / ТАСС

На три минуты больше

Депутаты-единороссы Антон Горелкин и Марина Мукабенова в пятницу, 6 июля, внесли в Госдуму законопроект, радикально меняющий правила размещения телерекламы. Сейчас допустимая продолжительность рекламы в час ограничена 9 минутами, законодатели предлагают увеличить ее до 12 минут. При этом в сутки общая продолжительность телерекламы, по замыслу депутатов, должна быть ограничена 216 минутами, то есть в среднем за 24 часа — все те же 9​ минут.

Профильный комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи уже поддержал инициативу единороссов. Комитет, по словам его председателя Леонида Левина, рассмотрит законопроект на следующей неделе. За увеличение допустимой продолжительности рекламы в час до 12 минут выступает и Минкомсвязь, сообщил РБК заместитель министра Алексей Волин.

С Федеральной антимонопольной службой, курирующей соблюдение рекламного законодательства, эту инициативу никто не обсуждал, заявил РБК замруководителя ведомства Андрей Кашеваров. «Изучим обоснование и тогда сформируем свою позицию», — пообещал чиновник.

ТВ vs интернет

«Цель нашего законопроекта — поддержать каналы в условиях падающего рынка», — заявил РБК автор законопроекта Антон Горелкин. Но рекламные доходы телевещателей стабильно растут последние три года.

После падения в кризисном 2015 году на 14%, до 136,7 млрд руб., они в 2016-м выросли, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, на 10%, до 150,8 млрд руб., в 2017-м — на 13%, до 170,9 млрд руб. В первом квартале 2018 года расходы на телерекламу увеличились также на 13%, до 44,3–44,8 млрд руб. Российский офис GroupM в июне прогнозировал рост телерекламного сегмента по итогам всего 2018 года на 10%, до 188,3 млрд руб.

Однако по темпам роста ТВ уже много лет проигрывает интернету. Мало того, сегмент интернет-рекламы практически сравнялся с сегментом телерекламы и по итогам этого года должен выйти на первое место.

В кризисном 2015 году совокупная рекламная выручка интернет-площадок продолжала расти и увеличилась на 15%, до 97 млрд руб. В 2016-м прирост составил уже 21%, до 136 млрд руб., в 2017-м — на 22%, до 166,3%, в первом квартале 2018-го — на 22%, до 43–44 млрд руб. Прогноз GroupM на весь 2018 год — рост на 16%, до 192,3 млрд руб.

Крупнейшим игроком рекламного рынка уже несколько лет является «Яндекс», чья доля на всем рекламном рынке по итогам 2017 года составила 21%, тогда как у холдинга «Газпром-Медиа», управляющего, в частности, телеканалами НТВ, ТНТ, «Матч ТВ», ТВ3, «Пятница» и др., — менее 16%.

«Яндекс», как сообщила его представитель Анастасия Назаренко, «не готов комментировать» инициативу депутатов. Пресс-служба Mail.Ru Group (доля на всем рекламном рынке по итогам 2017 года — почти 6%) проигнорировала запрос РБК.

Стать привлекательнее

Внесенные депутатами поправки призваны сделать ТВ более привлекательным для рекламодателей, единодушны топ-менеджеры рекламных групп, распоряжающиеся бюджетами своих клиентов.

Из-за того что законом реклама в час ограничена 9 минутами, предложение рекламодателям — рекламный инвентарь — также ограничено. При этом реклама на ТВ продается не по минутам, а по так называемым пунктам рейтинга, которые отражают количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный рекламный ролик. Соответственно, когда телеканал теряет зрителей, то уменьшается и его рекламный инвентарь. Компенсировать падение инвентаря телеканал может лишь повышением расценок на телерекламу. Телереклама дорожает и становится менее доступной для рекламодателей.

Осенью 2016 года Национальный рекламный альянс, учрежденный вещателями для продажи рекламы практически на всем федеральном ТВ, объявлял, что реклама в 2017 году подорожает в среднем на 20%. В 2018 году телереклама, по замыслу Национального рекламного альянса, из-за дефицита инвентаря также должна была подорожать в среднем на 20%.

«Увеличение инвентаря — наиболее очевидный и простой способ снизить инфляционную составляющую телерекламы. Иными словами, она не будет так сильно дорожать, как в последние годы», — объясняет Сергей Белоглазов, главный управляющий директор группы Publicis Media Russia (среди клиентов — Procter & Gamble, L’Oreal, Nestle). Чисто теоретически увеличение инвентаря должно привести к уменьшению стоимости единицы рекламного времени, соглашается Илья Герцев, вице-президент Media Direction Group (Bayer, Volkswagen, ВТБ). Но с учетом того, что телезритель не сильно любит рекламу, это может привести к уменьшению среднего рейтинга телесмотрения, предупреждает эксперт.

Если снижение цены на размещение будет существенным, то предложенные условия станут среди прочего стимулом для выхода новых игроков в сегмент телерекламы, отмечает Сергей Шуськов, директор по закупкам телерекламы группы АДВ (Kia, Hyundai, LVMH, Reckitt Benckiser). Увеличение рекламного времени в телеэфире будет способствовать обострению конкуренции между ТВ и интернетом за деньги рекламодателя, что может положительно сказаться на ценовых условиях для брендов, констатирует Михаил Вощинский, главный управляющий директор российского офиса Dentsu Aegis Network (Danone, «Отисифарм», Сбербанк).

С подачи Владимира Мединского

Ограничения по продолжительности рекламы в час действуют с 2006 года, когда была принята и вступила в силу новая редакция закона «О рекламе» (одним из авторов той редакции был Владимир Мединский, тогда депутат Госдумы, сейчас министр культуры).

До 2006 года под рекламу можно было отдавать до 20% всего времени вещания канала в сутки. С 1 июля 2006 года допустимая продолжительность рекламы в час была ограничена 12 минутами, с января 2008 года — девятью.

Ограничения имели для рекламного рынка катастрофические последствия. Летом 2006 года группа «Видео Интернешнл», тогдашний крупнейший продавец рекламы, была вынуждена в одностороннем порядке пересматривать ранее заключенные с рекламодателями годовые сделки — рекламный инвентарь на ТВ резко сократился по не зависящим от вещателей причинам. А в 2007 году «Видео Интернешнл» предупреждала партнеров, что из-за дальнейших ограничений телереклама в 2008 году подорожает минимум на 50–55%.

Догоняя заграницу

Прокомментировавшие законопроект телевещатели апеллируют к зарубежной практике. В ЕС, Канаде, Великобритании частные телеканалы могут отводить под рекламу 12 минут в час, напоминает Вячеслав Муругов, гендиректор «СТС Медиа» (СТС, «Домашний», «Че», CTC Love и CTC Kids). До сих пор в России был один из самых низких лимитов рекламного времени на ТВ, несмотря на то что качество российского эфирного телевидения одно из самих высоких в мире, утверждает Ольга Паскина, гендиректор Национальной медиа группы (РЕН ТВ, «Пятый канал», Discovery Channel, «TV 1000 Русское кино» и др.).

Внесенные поправки — это возможность для телеканалов заработать больше денег, а для зрителей — смотреть более качественный контент, утверждает представитель Национального рекламного альянса. «С ростом доходов мы сможем закупать и производить более качественный контент, так что в конечном счете выиграют телезрители», — обещает и Муругов.