Лента новостей
Военная операция на Украине. Онлайн 21:03, Онлайн В Курской области жительница Теткино получила ранения при обстреле 20:49, Новость Фонд Назарбаева отверг обвинения в попытках дискредитировать власти 20:33, Новость В Дубае из-за дождей затопило аэропорт и дороги. Видео 20:18, Статья В Белгородской области сообщили об обстреле села Красный Октябрь 20:10, Новость Капитан и рекордсмен «Динамо» в КХЛ подпишет контракт со «Спартаком» 20:07, Статья В Тбилиси второй день подряд начался митинг против закона об иноагентах 20:05, Новость Больше половины граждан Молдавии выступили за вступление в ЕС 20:04, Новость Токаев призвал не нагнетать истерию с языками в Казахстане 19:56, Статья Россиянин возглавил международный рейтинг драфта НХЛ 2024 года 19:48, Статья В Липецкой области обезвредили обломки метеозонда с Украины 19:48, Новость «Инвестпалата» призвала инвесторов не тянуть с подачей заявок на обмен 19:39, Статья Глава Минфина США назвала варианты использования российских активов 19:38, Статья Лукашенко пригрозил жестокими репрессиями за провалы в сельском хозяйстве 19:28, Новость «Аэрофлот» перенес рейсы из Дубая в Москву из-за ливней в ОАЭ 19:27, Новость МИД заявил, что у Ирана нет претензий к россиянину на захваченном судне 19:22, Статья Надаль выиграл первый с января матч на турнире ATP 19:21, Статья Матч клуба Малкома в азиатской ЛЧ перенесли из-за сильных дождей в ОАЭ 19:13, Статья
Газета
Самоконтроль на грани формальности
Газета № 108 (2832) (2006) Экономика,
0

Самоконтроль на грани формальности

ФАС заявила о рисках введения антимонопольных проверок внутри компаний
ФАС, которая до конца года должна внести законопроект об антимонопольном комплаенсе в компаниях, заявила, что пока не найден способ предотвратить при его внедрении возможные злоупотребления со стороны бизнеса
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Федеральная антимонопольная служба разработала проект по внедрению антимонопольного комплаенса в российских компаниях, но его детали по-прежнему обсуждаются с правительством и правовым управлением администрации президента (АП), поскольку существует риск, что бизнес будет подходить к этому нововведению формально. Об этом рассказал начальник правового управления ФАС Артем Молчанов на конференции «Антимонопольный комплаенс в России», которая прошла во вторник в Москве.

По словам Молчанова, дискуссия правительства и АП все еще продолжается, хотя закон должен был быть согласован «уже вчера».

Технологии и медиа
ФАС связала необходимость новых антимонопольных мер в Рунете с санкциями Фото: Sebastian Willnow / dpa / ТАСС

Разработать и внести в правительство федеральный закон, предусматривающий правовое регулирование антимонопольного комплаенса, поручил Владимир Путин. Согласно президентскому указу, правительство должно сделать это до 1 января 2019 года. Антимонопольный комплаенс — это система предупреждения антимонопольных нарушений, работающая внутри самих компаний. Внедрение этого механизма должно сократить число нарушений в соответствии с указом о государственной политике по развитию конкуренции до 2020 года.

«Мы находимся сегодня на площадке правительства и администрации, обсуждая введение этого закона. Риск, который не дает нам перейти к дальнейшим шагам, связан с преодолением формализма — возможностью ухода компаний от ответственности только лишь при наличии формальных бумаг», — сказал Молчанов. В правительстве сомневаются, что проект дает четкое представление бизнесу, как ФАС будет определять, когда комплаенс действительно внедрен и работает, а когда «просто лежит в виде свода правил в ящике», пояснил чиновник.

Как считает заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по развитию конкуренции Александр Ситников, эти опасения не должны стать препятствием для принятия законопроекта, потому что «даже в таком виде он будет нести пользу и не избавит компании от ответственности». Отсутствие детальной проработки вопроса не приведет к внедрению комплаенса «исключительно для отвода глаз», считает он.

«Международная законодательная практика знает примеры, когда законы выпускаются даже с гораздо меньшей проработкой и разъяснительная работа и корректировки вносятся уже после. Например, английский антикоррупционный закон», — говорит партнер Deloitte Алина Попадюк.

Как добиться смягчения

ФАС занимается разработкой проекта не первый год, последняя версия поправок в федеральный закон «О защите конкуренции» и в Кодекс об административных правонарушениях была опубликована в 2017 году. Согласно законопроекту, ведомство предлагает считать проведение антимонопольного комплаенса в компании обстоятельством, снижающим штраф за часть правонарушений (снижение, по словам Молчанова, составит 12,5%). К ним относятся недобросовестная конкуренция, злоупотребление доминирующим положением, манипулирование ценами на рынках электроэнергии, а также заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию.

Экономика
Почему ФНС отложила публикацию данных о стратегических госкомпаниях Фото: Антон Ваганов / «Коммерсантъ»

Чтобы претендовать на смягчение административной ответственности, комплаенс в компании должен быть проведен до момента совершения правонарушения, а само нарушение антимонопольного законодательства на момент возбуждения административного дела должно быть прекращено, следует из предложений ФАС. Для внедрения комплаенса компания разрабатывает внутренние документы, определяющие систему рисков нарушить антимонопольное законодательство и механизмы выявления таких рисков.

Риски компаний могут отличаться в зависимости от условий осуществления деятельности, положения на рынке, специфики товарного рынка. Немаловажным является проведение разъяснительной работы с сотрудниками, следует из текста проекта.

Не только частный бизнес

В указе президента есть аналогичная норма, распространяющая антимонопольный комплаенс на органы государственной власти — как федеральные, так и региональные. Всем им поручено разработать «дорожные карты» по улучшению конкуренции и устранению соответствующих барьеров на трехлетний период, отметил на конференции во вторник замглавы ФАС Андрей Цыганов.

Антимонопольная служба уже подготовила рекомендации по разработке комплаенса внутри государственных структур. Все они согласованы с министерствами и разосланы в регионы, а до конца июня должны быть внесены в правительство, добавил Цыганов.

В России меры антимонопольного комплаенса в первую очередь были внедрены в оборонно-промышленном комплексе, есть соответствующие документы под грифом «для служебного пользования», указал замглавы ФАС. В ведомстве считают, что для некоторых категорий предприятий эти меры должны быть обязательными. «Раз они должны рачительно относиться к использованию бюджетных средств, то пусть они и на штрафы их не тратят», — сказал чиновник.

Новые издержки

Введение антимонопольного комплаенса потребует создания отдельного структурного подразделения в частных компаниях, что приведет к «дополнительным необоснованным затратам» бизнеса. На это в своем заключении об оценке регулирующего воздействия на проект ФАС указало Минэкономразвития. Министерство дало отрицательное заключение на инициативу. Проект ФАС «содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения» для компаний, подчеркивается в документе.

Этот вопрос можно решить, считает Ситников из РСПП. «После принятия закона антимонопольным органам следует разместить рекомендации, содержащие практику добросовестного внедрения комплаенса, которые малый и средний бизнес сможет использовать без каких-либо существенных трат», — говорит он.

Большие компании при внедрении антимонопольного комплаенса «могут позволить себе создать целое подразделение или взять одного антитрестовского офицера (специалист по антимонопольному законодательству. — РБК), который будет следить за исполнением комплаенса изнутри», говорит руководитель антимонопольной практики «Пепеляев групп» Елена Соколовская. Для них эта мера выгодна, так как она поможет предотвратить многомиллионные штрафы. «Понятно, что у малого бизнеса нет таких возможностей и им придется учитывать возможные издержки», — добавляет она.

Антимонопольный комплаенс не должен быть обязательным, подчеркивает Соколовская. «Для них (компаний. — РБК) лучше, чтобы была гибкость, а перечень требований был минимальным», — считает о​на.