Лента новостей
Что станет с экономикой и обществом после нынешнего кризиса 17:53, Экономика инноваций  Самообучение на карантине: что почитать, чему научиться и где «побывать» 17:45, Экономика образования  Россияне в списке миллиардеров Forbes. Фотогалерея 17:45, Фотогалерея  «Газпром» введет ограничения для вахтовиков из-за коронавируса 17:44, Общество Путин заявил о необходимости быстро восстановить экономическую активность 17:42, Политика Экологические проблемы и перспективы — взгляд бизнеса, ученых и политиков 17:32, Зеленая экономика  Новая волна роста или коррекция. Стоит ли покупать Ethereum прямо сейчас 17:32, Крипто Главврач столичной больницы заразилась коронавирусом 17:30, Общество Экс-сенатору Арашукову предъявили новые обвинения по двум статьям 17:26, Общество Эксперты сообщили о росте продаж новых автомобилей в марте на 23% 17:21, Бизнес В ЕС заявили о росте уровня домашнего насилия на треть во время карантина 17:17, Общество Путин заявил о не пройденном Россией пике эпидемии коронавируса 17:10, Общество Почти 30% компаний заставили работников уйти в неоплачиваемый отпуск 17:04, Экономика Чего хотят женщины: 5 инсайтов для косметического бренда 17:04, PRO ФИФА запросит данные по делу о взятках при выборе страны для ЧМ-2018 17:03, Спорт Как технологии меняют секс. Часть первая 16:53, Индустрия 4.0  В Покровской больнице Петербурга выявили 6 случаев заражения COVID-19 16:45, Общество Как скрасить время в самоизоляции: новое о технологиях 16:35, PRO Минпромторг сообщил о двухмесячном запасе продовольствия в России 16:35, Общество Путин описал ситуацию с коронавирусом фразой «Вся страна — вирусологи» 16:31, Политика Клуб КХЛ «Автомобилист» остался без главного тренера 16:30, Спорт Форвард Барабанов перешел в «Торонто Мейпл Лифс» 16:29, Спорт Что окажется на свалке после пандемии и чем помочь планете уже сейчас 16:27, Зеленая экономика  Роспотребнадзор порекомендовал запретить обедать на рабочем месте 16:25, Общество Международный фестиваль мобильного кино 2020 проходит онлайн 16:22, Стиль Кремль заявил об отсутствии просьб Лондона о помощи в лечении Джонсона 16:17, Политика Intel оказался в нужном месте в нужное время. От акций ждут роста на 25% 16:16, Quote Путин решил посовещаться с экспертами о сокращении числа нерабочих дней 16:13, Общество
Газета
Приказано вырыть
Газета № 089 (2813) (2305) Бизнес,
0
Приказано вырыть
Федеральные власти рекомендовали достроить омское метро
Ведомство рекомендовало властям Омской области достроить метро, которое недавно было решено законсервировать. В противном случае, предупредил Минтранс, это будет «неэффективное использование» бюджета, что чревато уголовным делом
Станция Омского метрополитена «Библиотека имени Пушкина» (Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС)

​Министерство транспорта рекомендовало правительству Омской области, которое в первой декаде мая приняло решение о заморозке строительства метро в городе, «в целях недопущения неэффективного использования средств федерального бюджета» завершить строительство и ввести объект в эксплуатацию. Об этом РБК сообщили в пресс-службе ведомства.

Минтранс также предложил области проработать механизм финансирования строительства метро с участием регионального бюджета и государственно-частного партнерства.

Строительство метро в Омске началось 26 лет назад и стало мемом из-за невероятно затянувшихся сроков.

Подземный долгострой

Решение о сооружении Омского метрополитена было принято в 1986 году, но само строительство из-за долгой череды согласований и недостатка финансирования началось только в 1992 году. Поначалу предполагалось, что это будет ветка с четырьмя станциями. Запуск метро планировался на 2008 год, но затем неоднократно переносился — на 2012, 2015 и 2016 годы.

В итоге была построена лишь одна станция — «Библиотека Пушкина»; она была готова в 2011 году. В 2012 году премьер-министр Дмитрий Медведев во время поездки в Омск поручил решить проблемы со строительством подземки и распорядился выделить около 6 млрд руб. из федерального бюджета, чтобы открыть метро к 300-летию Омска, то есть в 2016 году.

Большую часть средств должна была обеспечить Омская область. Как следует из отчета Счетной палаты, анализировавшей выполнение программы подготовки к 300-летию Омска, объем финансирования работ по строительству метрополитена на 2008–2016 годы был запланирован в размере 30,6 млрд руб., в том числе 24,5 млрд руб. — за счет средств бюджета региона и 6,1 млрд руб. — за счет федерального бюджета. По факту, согласно материалам палаты, на финансирование строительства объекта в период до 2016 года было направлено лишь 6,6 млрд руб., из которых 3,8 млрд руб. составили средства бюджета региона, 2,8 млрд руб. — средства федерального бюджета.

При этом, указывает СП, в 2015 году подрядчик строительства метро — компания «Мостовик» была объявлена банкротом. В результате этого, а также из-за недостаточного финансирования работ со стороны области к сроку проект завершен не был. Более того, несвоевременное выполнение работ привело к серьезному росту стоимости строительства Омского метрополитена — с 11 млрд до 19 млрд руб., говорится в отчете Счетной палаты.

Как сообщил РБК представитель губернатора Омской области, с начала строительства и по настоящее время общий объем капитальных вложений в проект составил 12,9 млрд руб., из которых 5,3 млрд руб. было выделено из федерального бюджета, 7,6 млрд руб. — из регионального, уточнив, что в 2015 году планировалось выделить еще около 1 млрд руб. из федерального бюджета, но это решение было отменено.

При этом, как сообщили РБК в пресс-службе Минтранса, обязательства федерального правительства по финансированию строительства Омского метрополитена выполнены полностью — в рамках распоряжения Дмитрия Медведева из госбюджета на эти цели было выделено 6,1 млрд руб.

В августе 2017 года министр транспорта Максим Соколов заявил, что строительство метрополитена в Омске целесообразно законсервировать из-за недостатка средств. Он тогда сказал, что с учетом объема перевозок в Омске выгоднее использовать скоростной трамвай или наземный электрический транспорт. Представитель ведомства не смог уточнить, почему сейчас Минтранс изменил свою позицию и требует завершить долгострой.

Консервация — это не похороны

Сейчас готовность омского метро составляет 35,9%, сообщил РБК представитель губернатора области. Помимо станции «Библиотека Пушкина» это двухуровневый метромост через Иртыш и около 7,5 км путей.

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

10 мая 2018 года региональное правительство приняло решение заморозить строительство метро в Омске. Как сообщают местные СМИ со ссылкой на главу регионального министерства промышленности Игоря Лукьянова, всего на подготовку проекта консервации требуется 80 млн руб., а на саму консервацию — около 400 млн руб.

Для завершения строительства одной ветки метро, по данным пресс-службы губернатора области, нужно 22 млрд руб. (в ценах 2014 года). Учитывая, что федеральные ведомства отказались с 2015 года направлять деньги, то сложно подсчитать, из каких источников и в каком соотношении могли бы поступить эти средства, сказал представитель губернатора. По его словам, бюджет региона на 2018 год составляет 83,7 млрд руб. и две трети этой суммы (около 56 млрд руб.) направляется на обеспечение социальных обязательств перед населением.

Представитель омского губернатора пояснил РБК, что консервация — это не похороны проекта, строительство будет продолжено, как только появится для этого финансовая возможность.

В Минтрансе считают, что местные власти должны закончить долгострой. «Учитывая высокую степень строительной готовности объектов метрополитена, а также то, что обязательства РФ по софинансированию проекта полностью выполнены, правительству Омской области в целях недопущения неэффективного использования средств федерального бюджета рекомендовано в случае необходимости внести изменения в проектные решения по объектам метро, выделив этапы строительства, возможные к завершению, и ввести эти объекты в эксплуатацию», — отмечает пресс-службы Минтранса.

Старший юрист практики «Стратегия и операционная эффективность» компании «НЭО Центр» Александр Киреев отмечает, что унифицированных принципов определения эффективности использования бюджетных средств не существует: «Несмотря на неоднократные попытки введения административной и уголовной ответственности за неэффективное расходование средств, такие нормы в законодательстве не закреплены». По его словам, чаще всего мера ответственности является дисциплинарной (лишение премии, например), но в некоторых случаях чиновники рискуют стать фигурантами уголовных дел по ст. 285.1 Уголовного кодекса за нецелевое использование бюджетных средств с санкцией в виде штрафа до 300 тыс. руб., или принудительными работами до трех лет, или лишением свободы до трех лет и дисквалификацией на три года.

Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский считает, что найти частного инвестора на такой проект, как рекомендует Минтранс, будет практически невозможно, а регионального бюджета на это не хватит. «Это длинные инвестиции, возврат которых может затянуться на несколько десятилетий, и в отличие от концессионного типа здесь бы ввести повышенную плату за проезд не получилось по ряду очевидных причин», — поясняет эксперт.​

Долгострои в российском метро

В Москве последний долгострой в метро был открыт в 2014 году — станция «Спартак» на Таганско-Краснопресненской линии. Станция на этом месте была запроектирована еще в 1960-х годах для обслуживания микрорайона, который планировалось построить на месте Тушинского аэродрома. Поскольку район не появился, станция с проектным названием «Волоколамская» была построена без отделки, законсервирована и использовалась как склад. В 2010 году ее внесли в перечень объектов метростроя, присвоив название «Спартак» в честь нового стадиона одноименного футбольного клуба, который за несколько лет до этого начали строить неподалеку.

Другой подземный долгострой находится в Екатеринбурге. В городе действует одна линия метро, которую открыли в 1991 году. На сегодняшний день на ветке девять станций, последние две достроили в 2011–2012 годах. Незавершенной остается станция «Бажовская», работы по которой начались еще в 1990-х годах, но в начале 2000-х были заморожены из-за нехватки финансирования. В 2012 году стало известно, что станцию все же планируют достроить.

Долгостроем также является метро в Красноярске; решение о его строительстве было принято еще в 1980-х годах, но работы свернули и вернулись к идее только в 1990-х. Строительство началось в 1995 году и с перерывами в условиях непостоянного финансирования продолжалось до 2010 года. С тех пор финансирование прекратилось. 14 апреля 2018 года врио губернатора Красноярского края Александр Усс сообщил, что первая очередь метро может появиться в ближайшие пять лет.