Лента новостей
В США сотни аварий и несколько смертей связали с автопилотом Tesla 07:29, Статья Минобороны Испании подтвердило отправку Украине ракет для Patriot 07:21, Новость Россию ждут новые климатические катастрофы. Как они ударят по экономике 07:00, Статья Синоптики рассказали, сколько продлится аномальная жара в Поволжье 06:44, Новость «РИА Новости» нашло в декларации Иванова дом площадью более 1,5 тыс кв. м 06:19, Новость В Днепре и Львовской области прогремели взрывы 06:07, Статья Эквадор начал «бомбежку облаков» для увеличиния числа дождей в стране 05:47, Новость Краснодарский губернатор сообщил о попытке масштабной атаки дронов на НПЗ 05:21, Статья Во Львовской области сотрудников военкоматов разместят на блокпостах 05:12, Новость Мосбиржа раскрыла схему по отмыванию денег с «разгоном через Telegram» 05:00, Статья Хуситы заявили об ударе по британскому танкеру Andromeda Star 04:42, Статья Польша подняла истребители из-за «активности дальней авиации России» 04:06, Новость WP объяснила, как США хотят сковать Китай островами на случай войны 03:58, Статья На протестах в Армении заметили военнослужащих 03:39, Новость Полиция Бразилии проверила данные о бомбе в посольстве России 03:07, Новость МИД Польши отказал президенту в праве обсуждать ядерное оружие 03:02, Статья Пентагон заявил о планах убедить партнеров поделиться Patriot для Киева 02:42, Новость В США впервые в 2024 году обанкротился банк 02:39, Статья
Газета
Три года в точке замерзания
Газета № 026 (2750) (1302) Политика,
0

Три года в точке замерзания

Кремлевские эксперты оценили вероятность выполнения минских соглашений
После трех лет действия «Минска-2» самым вероятным сценарием остается заморозка конфликта в Донбассе, хотя работа России и США увеличивает вероятность возвращения Донбасса в состав Украины, говорится в докладе российских экспертов
Фото: Александр Ермоченко / Reuters
Фото: Александр Ермоченко / Reuters

Возможность выполнения

12 февраля исполнилось три года минским соглашениям об урегулировании конфликта на территории Украины, также известным как «Минск-2». Три года назад в белорусской столице представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, ОБСЕ, России и Украины подписали Комплекс мер по выполнению минских соглашений из 13 пунктов, а президенты России, Украины, Франции и канцлер ФРГ подписали декларацию в поддержку их исполнения.

В пятницу, 9 февраля, президент Франции Эмманюэль Макрон в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным констатировал, что минский процесс находится в тупике. За три года не был выполнен полностью ни один из пунктов комплекса мер, начиная с первого — незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня на территории не контролируемых Киевом районов. После прекращения огня, согласно минским соглашениям, должен был начаться отвод вооружений и проведен обмен пленными. Киев должен был предоставить амнистию участникам военных действий со стороны самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, согласовать закон о проведении местных выборов на территориях ЛНР и ДНР, после проведения которых Украина могла бы получить контроль над неконтролируемым участком границы с Россией.

17 попыток установить перемирие в зоне конфликта оказались безуспешными: по данным первого замглавы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александра Хуга, в 2016 году миссия ОБСЕ зафиксировала более 320 тыс. случаев нарушения режима прекращения огня, в 2017 году цифра возросла до 400 тыс.

Сейчас, на четвертый год действия минских соглашений, вероятность возвращения Донбасса под контроль Киева на условиях буквального выполнения договоренностей выросла, говорится в представленном 12 февраля в Москве докладе близкого к Кремлю Центра политической конъюнктуры (ЦПК) под названием «Три года «Минску-2»: между легкой заморозкой и трудным компромиссом». «Минские соглашения остаются единственным универсальным документом по урегулированию конфликта в Донбассе», — заявил на пресс-конференции в Москве по случаю публикации доклада директор ЦПК Алексей Чеснаков.

Сближение с США

Свой вывод о перспективах выполнения «Минска-2» эксперты сделали, изучив изменения позиций США, связанных с размещением миссии ООН в Донбассе. Киев с 2015 года предлагал разместить в зоне конфликта международную миссию по поддержанию безопасности. Россия сначала отвергала такую возможность, ссылаясь на то, что в минских соглашениях она не прописана. ​Но в сентябре 2017 года позиция Москвы изменилась — президент Путин поручил внести в Совбез ООН резолюцию о размещении представителей миссии на линии соприкосновения украинских сил и частей самопровозглашенных республик для охраны наблюдателей ОБСЕ.

Украина и США настаивали, что сотрудники миссии ООН должны рассредоточиться по всей зоне конфликта, в том числе на границе России и Украины. Однако, как констатируют авторы доклада ЦПК, позиция США смягчилась: Вашингтон готов рассмотреть предложения России о поэтапном размещении миссии ООН в увязке с шагами Киева по выполнению политического блока минских соглашений. Россия, в свою очередь, допустила возможность обсуждения расширенного мандата миссии, указывают они.

Эксперты обратили внимание на высказывания представителя Госдепартамента США по Украине Курта Волкера. После встречи 26 января с курирующим украинское направление помощником президента России Владиславом Сурковым Волкер заявил, что США согласны с Москвой в том, что возвращение Киеву контроля на границе с Россией возможно лишь после выполнения Украиной всех политических пунктов урегулирования, включая проведение в Донбассе местных выборов.

Несмотря на сигналы о сближении позиций сторон, реальный прогресс в выполнении «Минска-2» в обозримой перспективе невозможен, поскольку сохраняются разногласия по принципиальным вопросам, считает украинский политолог, эксперт по международным и правовым вопросам Андрей Бузаров. Помимо сохраняющихся разногласий о месте размещения миссии ООН между сторонами сохраняются разногласия по прямым переговорам Киева с ДНР и ЛНР — Киев и Вашингтон выступают против таких переговоров, добавил он.

​По мнению Бузарова, новый раунд антироссийских санкций США, который подготавливается законом CAATSA, является одним из симптомов дальнейшего ухудшения российско-американских отношений, что приведет в тупик попытки нормализовать ситуацию в Донбассе. «Готовность Вашингтона требовать от Киева скорейших реформ зависит от стремления американской элиты к нормализации отношений с Россией. Сейчас такого желания я пока не вижу, нормализация на сегодняшний день невозможна», — констатировал Бузаров.

Военнослужащие перед началом обмена пленными между Киевом и ДНР
Военнослужащие перед началом обмена пленными между Киевом и ДНР (Фото: Валерий Матыцин / ТАСС)

Угроза заморозки

На то, чтобы согласовать мандат и начать развертывать миссию ООН, у сторон осталось мало времени — до октября 2018 года, указывают эксперты ЦПК. Осенью на Украине стартует президентская кампания (выборы пройдут в марте 2019 года), и США будет практически невозможно принудить украинскую правящую элиту к компромиссу из-за преобладающего среди украинских политиков критического отношения к минским соглашениям. Выборы предстоят и в самопровозглашенных республиках.

Сейчас на Украине отсутствуют политические условия для выполнения минских соглашений, не готово и украинское законодательство, поэтому разблокирование мирного процесса потребует от украинской элиты настолько серьезных усилий, что дело кажется трудноисполнимым, говорится в докладе ЦПК. Учитывая политические обстоятельства, эксперты по-прежнему считают сценарий заморозки конфликта (прекращения боевых действий без политического урегулирования) самым вероятным.

Выполнение минских соглашений и реинтеграция Донбасса, по их оценкам, второй по вероятности сценарий развития событий. «Но пока мы ближе к заморозке, если выбирать из двух вариантов, то соотношение 60 на 40 в пользу заморозки», — заявил Чеснаков. Полное урегулирование конфликта, по его мнению, в ближайшие годы невозможно.

По мнению же Бузарова, полная заморозка конфликта невыгодна всем сторонам и посредникам: «Россия не готова бесконечно содержать территории в Донбассе. Для ДНР и ЛНР заморозка означает отсутствие понимания того, с кем они в итоге окажутся — с Россией или Украиной. Киев с введением заморозки признает неспособность вернуть регион, который декларируется как украинский и на возвращение которого ушло немало средств и жизней. Для США заморозка конфликта означает необходимость решения насчет санкций: отменить, модифицировать или внедрить новые, что вновь вызовет недовольство европейских партнеров Вашингтона».

Вопрос десятилетий

Войну в Донбассе эксперты Центра политической конъюнктуры сравнивают с другими крупными международными конфликтами, каждый из которых десятилетиями находится в замороженном состоянии.

Активная фаза конфликта в Приднестровье длилась менее полугода в середине 1990-х годов, с тех пор четверть века конфликт заморожен. В середине 1990-х годов Молдавия и Приднестровская молдавская республика подписали несколько соглашений о нормализации отношений. Сейчас между сторонами продолжается политическое и экономическое сотрудничество, граница открыта.

Дольше всех — 44 года — длится заморозка конфликта на Кипре. Летом 1974 года греческие националисты организовали на острове переворот, потом турецкая армия оккупировала северный Кипр якобы для защиты тюркоязычных киприотов. С течением времени руководство обеих частей острова согласилось начать переговоры о возможном объединении, граница между частями острова открыта с 2003 года.

Менее спокойной является ситуация в Нагорном Карабахе. Горячая фаза конфликта датирована 1988–1994 годами, заморозка отсчитывается со дня создания Минской группы ОБСЕ в марте 1992 года. Прямые контакты у Азербайджана имеются лишь с руководством Армении, но не непризнанной Нагорно-Карабахской республики. Дипломатических отношений между Баку и Карабахом нет, граница закрыта.

Конфликт в Западной Сахаре начался после ухода испанской колониальной администрации в 1975 году. Столкновения между сторонниками независимости и пришедшими на смену испанцам марокканскими войсками продолжались до 1991 года, когда при посредничестве ООН был составлен план урегулирования, включающий проведение референдума о независимости. Референдум за прошедшие 27 лет так и не состоялся.