Лента новостей
Хуситы заявили об ударе по британскому танкеру Andromeda Star 04:42, Статья Польша подняла истребители из-за «активности дальней авиации России» 04:06, Новость WP объяснила, как США хотят сковать Китай островами на случай войны 03:58, Статья На протестах в Армении заметили военнослужащих 03:39, Новость Полиция Бразилии проверила данные о бомбе в посольстве России 03:07, Новость МИД Польши отказал президенту в праве обсуждать ядерное оружие 03:02, Статья Пентагон заявил о планах убедить партнеров поделиться Patriot для Киева 02:42, Новость В США впервые в 2024 году обанкротился банк 02:39, Статья Военный сбил дрон ударом мешка 02:16, Новость Politico узнала, какой дедлайн для Украины назвал Зеленский в США 02:09, Статья Госсекретарь США завершил трехдневный визит в Китай 01:48, Новость Минэк спрогнозировал укрепление доллара до ₽98 к декабрю 01:27, Статья Канада выделит Украине $2,1 млн на производство беспилотников 01:17, Новость Кровля обрушилась во время пожара в торговом комплексе в Невинномысске 00:44, Новость Welt узнала, почему Киев не согласился на заключение мира в Стамбуле 00:41, Статья Депутату Вишневскому вменили участие в нежелательной организации 00:35, Статья Памятник советским солдатам демонтировали на западе Украины 00:21, Новость Московского педиатра отправили в СИЗО по статье о фейках про армию 00:14, Статья
Газета
Чиновников наказали за неотзывчивость
Газета № 063 (2560) (1104) Общество,
0

Чиновников наказали за неотзывчивость

Прокуратура выявила нарушения в работе должностных лиц с обращениями граждан
Генпрокуратура нашла 72 тыс. нарушений в том, как 20 тыс. чиновников работают с обращениями граждан: заявления рассматривают слишком долго или вовсе игнорируют. У надзорного ведомства есть схожие проблемы, указывает эксперт
Заседание коллегии Генеральной прокуратуры
Заседание коллегии Генеральной прокуратуры (Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

Генпрокуратура в прошлом году добилась наказания для 20 тыс. чиновников, нарушивших порядок работы с обращениями граждан, рассказали РБК в пресс-службе надзорного ведомства. 6 тыс. чиновников были оштрафованы в административном порядке на 30 млн руб., еще 14 тыс. человек получили выговоры и дисциплинарные взыскания. Речь идет о случаях, когда чиновники слишком долго рассматривают жалобы или вовсе обходят их вниманием, объяснили в Генпрокуратуре. Часто должностные лица забывают сообщать гражданам о движении их жалоб или переадресуют обращения в другие ведомства, которые не должны их рассматривать. Надзорный орган также считает нарушениями «формальные немотивированные ответы» на обращения.

Всего за год Генпрокуратура обнаружила более 72 тыс. подобных проступков. Допустили их помимо прочих чиновники Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы, Росприроднадзора, Росреестра и Службы судебных приставов, а также негосударственные организации в сфере ЖКХ. Прокуроры опротестовали более 2 тыс. решений чиновников, которые пренебрегли жалобами граждан, а также внесли в госорганы 18,9 тыс. представлений. Выбор в пользу дисциплинарной или административной ответственности зависит от статуса чиновника: рядовой исполнитель может быть наказан только в дисциплинарном порядке, а его начальника могут и осудить, отметили в Генпрокуратуре. Кроме того, оштрафовать должностное лицо можно только в течение трех месяцев после того, как он допустил нарушение; если проступок был обнаружен позже этого срока, чиновнику грозит лишь взыскание.​

Росреестр за прошлый год обработал более 136 тыс. обращений граждан, и только 0,05% были рассмотрены с нарушениями законодательства, ответили РБК в пресс-службе ведомства в ответ на данные Генпрокуратуры. С начала 2017 года Росреестр получил от надзорного органа десять представлений об устранении нарушений. В Федеральной антимонопольной службе на запрос РБК ответили, что не знают о данных Генпрокуратуры, но если ФАС обнаружит нарушения в работе своих сотрудников с обращениями граждан, руководство службы «примет все меры для исправления данной ситуации». В ФССП сообщили РБК, что устраняют все выявленные прокуратурой нарушения. РБК ожидает ответа от других ведомств, упомянутых Генпрокуратурой.

Работу госслужащих «нельзя назвать клиентоориентированной», считает министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. По его словам, сейчас уделяется большое внимание «созданию удобных сервисов для качественной обратной связи», но при этом «необходимо менять менталитет [госслужащих]». А «радикально» повысить качество работы госорганов с обращениями граждан поможет в том числе «создание действенных механизмов общественного контроля».

Закон о работе с обращениями граждан во многом устарел, поскольку «построен на советских практиках и на предыдущих технологических реалиях», сказала РБК доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман.​ По ее мнению, претензии граждан к организациям вообще и органам власти в частности должны решаться с помощью суда. В условиях существования эффективной судебной системы значительной части обращений граждан не существовало бы вовсе. «Лучшее, что сейчас есть в сфере взаимодействия граждан с органами власти, — это служба одного окна, система МФЦ и электронный документооборот», — считает Шульман.

Генпрокуратура сама часто пренебрегает обращениями, имеющими «политическую составляющую» или касающимися «высокопоставленных фигур» вроде министров или губернаторов, отметил в разговоре с РБК глава российского отделения Transparency International Илья Шуманов. Так, обращение Transparency в надзорное ведомство по поводу возможного конфликта интересов у заммэра Москвы Марата Хуснуллина было спущено в московскую прокуратуру, которая затем переслала его в мэрию. В итоге на жалобу Transparency отвечали подчиненные самого Хуснуллина, указал Шуманов. «В целом региональные прокуроры работают на порядок чище и лучше, чем Генеральная прокуратура. По нашей практике, они реагируют практически на все обращения. С Генпрокуратурой у нас полностью отсутствует коммуникация по жалобам», — сказал глава российской Transparency.