Лента новостей
Месси второй год подряд признали самым ценным футболистом сезона в MLS 19:46, Статья Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии 19:46 Почему бизнес выбирает light industrial: мнение экспертов и опыт компании 19:43 4 модных бренда, ведущих диалог с аудиторией 19:38 Хельмут Марко покинул команду «Формулы-1» Red Bull после 20 лет работы 19:37, Статья Путин связал рост тарифов ЖКХ с инфляцией 19:36, Новость Ввод торговых центров в Москве в 2026 году упадет в 2,5 раза 19:33, Статья В Москве введут лишь половину от запланированного объема офисов 19:25, Статья В «Альфа-Инвестициях» назвали 4 ключевых тренда на рынке в 2026 году 19:24, Статья Отпуск каждый день: чем привлекает недвижимость с курортной атмосферой 19:24 Как внедрение ПАК влияет на IТ-инфраструктуру банков 19:22 Зеленский заявил, что готов к выборам на Украине 19:19, Статья Зачем компаниям мотивация: анализ российского рынка 19:16 Путин предложил «не размахивать мечом» в законе об иноагентах 19:06, Статья Начните с малого: подборка акций до 1000₽ 19:00 От идеи до практики: как запустить GenAI-трансформацию в IT-компании 18:56 Насколько сильная магнитная буря накроет Землю. Инфографика 18:51, Статья Роль системных интеграторов в цифровизации бизнеса в России. Исследование 18:45
Газета
Расплата за контрсанкции
Газета № 048 (2545) (2103)
0

Расплата за контрсанкции

Экономисты подсчитали денежные потери россиян от продуктового эмбарго
Цены на товары в России сейчас могли быть на 3% ниже, если бы власти не ввели продуктовое эмбарго, подсчитали в РАНХиГС. Денежные потери на одного потребителя от эмбарго они оценили в 4,4 тыс. руб. в год
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Если бы Россия не ввела продуктовое эмбарго в 2014 году, набор санкционных товаров стоил бы на 3% дешевле, чем сейчас, а несанкционных — на 2,9%. Такие расчеты приводятся в мониторинге экономической ситуации, который подготовили эксперты РАНХиГС, Института Гайдара и Всероссийской академии внешней торговли. Авторы исследовали период с 2014 по 2016 год.

Экономисты выделяют два эффекта от введения эмбарго — потребительский и производственный. «Потребительский эффект связан со снижением благосостояния населения из-за роста цен в результате введения санкций, производственный обусловлен ростом прибыли сельскохозяйственных производителей и производителей пищевой продукции благодаря ограничению импортной конкуренции», — говорится в докладе.

Оценка влияния контрсанкций на цены получена авторами как разница между фактической стоимостью фиксированного набора продуктов и прогнозной стоимостью этого набора при гипотетическом отсутствии эмбарго. Показатель в 3% не выглядит заниженным, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Совокупный вклад контрсанкций с начала их действия до конца 2015 года в продуктовую инфляцию составлял 4,1%, а в целом в потребительскую корзину — 1,6%, напоминает экономист «ВТБ Капитала» по России и СНГ Александр Исаков. С тех пор он мог снизиться из-за переориентации потребителей.

Авторы исследования также оценили потери в благосостоянии россиян из-за контрсанкций. Денежные потери потребителя они оценили в 4380 руб. ежегодно: эта цифра справедлива, если допустить, что структура спроса при введении эмбарго не изменилась. При подсчете этого эффекта авторы опирались на так называемую компенсирующую вариацию дохода — величину, на которую потребителю нужно увеличить свой доход, чтобы повышение цен не приводило к ухудшению благосостояния.

Эксперты подчеркивают, что введение эмбарго привело к дополнительному росту цен как на санкционные, так и на несанкционные товары. Контрсанкции влияли на годовую инфляцию неравномерно, указывается в мониторинге. В целом средний прирост инфляции из-за введения контрсанкций за исследуемый период составил 3,1 п.п. как по санкционным, так и по несанкционным товарам. При этом в первые полгода прирост по санкционным товарам составил 29,9 п.п., по несанкционным — 5,1 п.п. Однако по итогам первого года действия контрсанкций эти показатели снизились до 8,6 и 4,3 п.п. соответственно.

«Такая неравномерность объясняется тем, что потребители из-за удорожания товаров — аналогов санкционных товаров — переключаются на идентичные, более дешевые и более низкого качества отечественные и импортные товары из других стран. Постепенное снижение санкционного эффекта во времени может объясняться снижением средних издержек производства благодаря росту отечественного производства», — пишут экономисты.

Наиболее сильное влияние контрсанкций приходится на первые 6–12 месяцев после их введения, но затем рост цен и падение потребления замедляются, пишут авторы. Таким образом, «введение эмбарго дает преимущество производителям лишь в краткосрочном периоде, в долгосрочном же влияние эмбарго на показатели рынка снижается», утверждают эксперты.

Продуктовое эмбарго не нанесло существенного урона странам, против которых оно было введено, писали экономисты РАНХиГС осенью прошлого года. Они указывали, что случаи значительного падения объемов и стоимости всего экспорта санкционных стран из-за сокращения поставок в Россию единичны и незначительны с точки зрения ущерба. Подпавшие под эмбарго страны компенсировали потери за счет поставок в другие государства и даже нарастили продовольственный экспорт в отношении санкционных товаров.