Лента новостей
Захарова заявила, что Зеленский не выполнил обещание о соблюдении законов 10:05, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 10:02, Онлайн «Спартак» откажется от поста технического директора после ухода Эшуорта 10:00, Статья Высокопроизводительный задира: как управлять токсичным топ-перформером 09:55, Статья Аналитики оценили подорожание новостроек Москвы за год 09:51, Статья Власти Украины сообщили о повреждении складов в Одессе после взрывов 09:50, Статья Что изменится в законах о недвижимости и ЖКХ в мае 2024 года 09:48 В Госдепе заявили об отказе Китая от переговоров с США по ядерному оружию 09:42, Статья Тяжело забыть — прости: как фильм «Память» ведет разговор о травме 09:40, Статья Кулеба заявил, что стамбульских договоренностей о мире не существовало 09:37, Статья Суд в Москве заочно арестовал фигурантов дела о хищении ₽43,7 млн у ФСО 09:32, Новость Требуют много — выгоняют быстро: как директору по маркетингу найти работу 09:17, Мнение Антонов назвал обвинения в применении химоружия на Украине одиозными 09:08, Новость Эксперты ВШЭ назвали плюсы и минусы зеленых технологий для жизни 09:02, Статья Байден объяснил проблемы в экономике Японии «ксенофобией» 08:58, Статья Глава МИД Украины заявил о повреждении половины энергосистемы страны 08:40, Новость Эпоха человекоподобных роботов ближе, чем кажется. Вот доказательства 08:34, Статья Минобороны отчиталось об уничтожении трех дронов над Краснодарским краем 08:13, Новость
Газета
«Яндексу» передадут на проезд
Газета № 016 (2513) (3101) Технологии и медиа,
0

«Яндексу» передадут на проезд

Интернет-компания запустит сервис по продаже автобусных билетов
«Яндекс» запускает новый онлайн-сервис — по продаже билетов на междугородные автобусные маршруты. Эксперты считают это направление перспективным, но предупреждают, что повторить успех «Яндекс.Такси» будет непросто
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

​31 января одна из крупнейших российских интернет-компаний запустит сервис «Яндекс.Автобусы» — по поиску и покупке билетов на междугородные и пригородные автобусы, сообщил РБК представитель «Яндекса».

Бета-тестирование сервиса и подключение партнеров начались в конце 2016 года. Сейчас проект сотрудничает с системным интегратором E-Traffic, эксклюзивным дистрибьютором билетов на рейсы Мострансавто в Подмосковье «ОднаКасса», а также с агрегатором «РУ-Сеть». Суммарно это позволяет продавать билеты более чем на 10 тыс. направлений, в том числе Москва — Санкт-Петербург и Калининград — Минск.

Представитель «Яндекса» рассказал, что в компании рассчитывают на присоединение к проекту других участников рынка междугородных и пригородных перевозок, в том числе компаний, агрегирующих различные системы бронирования билетов, интеграторов, работающих с автовокзалами, и непосредственно перевозчиков.

До сих пор «Яндекс» позволял найти нужный автобусный маршрут через сервис «Яндекс.Расписания​​», который охватывает разные виды транспорта, но для приобретения билета пользователю нужно было перейти на портал одного из партнеров. Теперь заказ можно будет осуществлять непосредственно в сервисе «Яндекса».

​По словам представителя «Яндекса», комиссия с пользователя и перевозчика взиматься не будет, то есть билеты на автобусы будут продаваться по цене, установленной партнерами (зачастую это та стоимость, которую установил вокзал).

Инвестиции в проект не раскрываются.

Заработать на билетах

Представитель «Яндекса» признался РБК, что пока компания не знает, как монетизировать новый сервис. На данном этапе ее основная цель — увеличить количество онлайн-продаж билетов, привлечь новых партнеров и пользователей. «Благодаря подключению к «Яндекс.Автобусы» перевозчики смогут повысить продажи билетов и сократить дебиторскую задолженность, поскольку выручка от продаж будет переводиться ежедневно», — поясняет представитель «Яндекса».

Каждый месяц россияне задают в поиске «Яндекса» более 5 млн запросов о билетах и расписании движения автобусов, работе автовокзалов. Еще 1,4 млн запросов в месяц на автобусные маршруты подается на «Яндекс.Расписания».

При этом в интернете продается лишь 2–3% от всех билетов на автобусы, в Москве и области — около 4%, оценил представитель поискового сервиса. В течение пяти лет эта доля может достичь 50%, прогнозирует он. В целом «Яндекс» оценивает рынок автобусных билетов в России примерно в 150 млрд руб. в год.

Представитель «Яндекса» не сказал, на какую долю рынка рассчитывает компания. По оценке компании Busfor, которая называет себя лидером на рынке онлайн-сервисов по продаже билетов на автобусы в России и СНГ с долей более 50%, «Яндекс» может претендовать на второе место по онлайн-продажам билетов.

При этом Busfor оценивает рынок дороже, примерно в 200 млрд руб., долю электронных продаж — также в 3%. В октябре 2016 года Busfor привлек $20 млн, писал РБК. Busfor прогнозировал, что в 2019 году доля электронных билетов может вырасти примерно на 20%.

Перспективный рынок

Как рассказал РБК руководитель сервиса E-Traffic Евгений Устюгов, доля автобусных перевозок в России составляет 75% от всех. «Это очень большой и сложный рынок, его автоматизация идет медленно, программное обеспечение для него построить непросто», — говорит он. По его мнению, сервис «Яндекса» сделает процесс покупки автобусных билетов более удобным и простым для пользователя и в итоге повысит популярность этого вида транспортного сообщения. «Чем удобнее будет заказывать билеты онлайн, тем больше будет и перевозок. Следовательно, сами автовокзалы, которые достаточно консервативны в этом вопросе, станут более открытыми и начнут активнее внедрять современную инфраструктуру для автоматизации своих процессов и выхода в онлайн», — подытожил Устюгов.

Такого же мнения придерживается основатель Busfor Илья Екушевский. «Автобусные перевозки — единственный популярный вид пассажирского транспорта, где проникновение интернет-технологий находится в зачаточном состоянии. То, что на этот рынок пришел «Яндекс», лишний раз подтверждает, что у этого направления огромный потенциал», — говорит он. По данным Busfor, за 2016 год в России было перевезено 280 млн пассажиров, что на 1,5% больше показателя 2015 года.

Екушевский отметил, что появление подобных сервисов особенно оправданно в преддверии чемпионата мира по футболу, который должен состояться в России в 2018 году. «Сейчас покупка билетов на автобусы туристами из других стран крайне затруднена, так как обслуживание в кассах автовокзалов не осуществляется на иностранных языках, нет возможности удаленно ознакомиться с расписанием рейсов. Очевидно, что интернет-сервисы по продаже автобусных билетов смогут быстрее ответить на подобные вызовы», — рассуждает он.

Антон Иншутин, управляющий партнер фонда InVenturePartners (один из инвесторов Busfor), считает, что для того, чтобы быть успешным на рынке автобусных перевозок, недостаточно иметь хороший track record в потребительских сервисах, нужно также уметь работать на рынке B2B — с перевозчиками, автостанциями, агентами и партнерами. По мнению Иншутина, «Яндекс» сможет сгенерировать трафик, но он не до конца уверен, что компания будет успешной в работе с партнерами. Эксперт подчеркивает, что, в отличие от таксопарков и диспетчерских, с которыми поисковик запустил успешный проект «Яндекс.Такси», рынок междугородных и международных автобусных перевозок значительно менее автоматизирован. У многих автобусных станций и перевозчиков отсутствуют автоматизированные системы хранения билетного инвентаря или нет программного интерфейса (API), по которому «Яндекс» мог бы этот билетный инвентарь у них «забирать».