Молдавия пообещала вернуться
Новый старт
«Сегодня исторический день для молдавско-российских отношений. К сожалению, последние семь лет были не самым хорошим периодом», — констатировал 17 января на пресс-конференции по итогам переговоров в Кремле Игорь Додон. Это были первые двусторонние переговоры президентов двух стран с 2009 года.
Кризис в отношениях начал развиваться с формированием в парламенте Молдавии в 2010 году правящей проевропейской коалиции, реализующей стратегический курс на сближение с Евросоюзом и отказавшейся от вступления в интеграционные объединения на пространстве СНГ. Молдавия вместе с Грузией и Украиной была в авангарде сближения с ЕС: в 2014 году страна единственной из этой тройки получила безвизовый режим с ЕС и вместе с Грузией в июне того же года подписала соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли с союзом. Россия ответила вводом ввозных таможенных пошлин в отношении различных групп молдавских товаров, а также, ссылаясь на различные претензии к качеству продукции, ограничила ввоз плодоовощной и винодельческой продукции.
Президентом в кризисный для отношений период (с 2012 по 2016 год) был Николае Тимофти, который обвинял Россию в использовании влияния для торможения сближения с ЕС и поддержке сепаратизма в Молдавии. Социалист Игорь Додон осенью 2016 года вел предвыборную кампанию, напротив, под лозунгами о необходимости сближения с Россией. После победы Додон объявил, что первый зарубежный визит совершит в Москву, а не в Брюссель, как его предшественник.
Молдавский разворот
По итогам переговоров Додон и Путин заявили о готовности изменить ранее выбранную линию в отношениях между странами. Молдавия хочет развивать с Россией стратегические отношения, заявил Додон. Без такого партнерства невозможно отстаивать государственность, нейтралитет Молдавии, обеспечить реинтеграцию страны, решить приднестровскую проблему и сохранить православные ценности, объяснил президент.
Оба президента критически оценили эффективность соглашения об ассоциации Молдавии с ЕС. «Молдавские товары практически потеряли свои традиционные российские рынки, а на новых ничего так и не приобрели. Наоборот, насколько я знаю из статистики, товарооборот со странами ЕС у Молдовы упал», — заявил Путин (по данным Евростата, экспорт из Молдавии в ЕС в последние годы увеличивался: с €963 млн в 2013 году до €1,2 млрд в 2015 году). «Это соглашение для Молдовы никаких плюсов не дало», — согласился Додон. Он не исключил, что после следующих парламентских выборов (намечены на 2018 год), если большинство в парламенте получит социалистическая партия, соглашение будет отменено. «Я поддержу эту позицию», — пообещал Додон. Путин заявил, что понимает сложность вопроса и Россия готова искать взаимоприемлемое для всех сторон решение.
Готова Молдавия и развивать отношения с Евразийским экономическим союзом. До переговоров с Путиным Додон встретился с председателем коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграном Саркисяном. Молдавия хочет получить статус наблюдателя при союзе, заявил Додон.
После переговоров в Кремле Додон дал пресс-конференцию, на которой заявил, что если и готов подписать с НАТО какое-то соглашение, то только соглашение о нейтральном статусе Молдавии. Обещал молдавский лидер и разобраться с введенным в 2015 году госсоветом по телевидению запретом на трансляцию телеканала «Россия 24».
Не совпала позиция нового президента с российской только в вопросе признания Крыма российским. «Нам надо выстраивать с Украиной дружеские отношения. И делать какие-то официальные признания каких-то вещей... — я думаю, что в Молдове сейчас никто на этот риск не пойдет», — заявил он (цитата по ТАСС). Личной позиции он не менял, указал Додон. «Де-факто, скажем честно, Крым принадлежит России», — говорил он ранее.
Визит Додона успешен в эмоциональной части, его позиции совпадают с магистральной российской линией и позицией его избирателей, отмечает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Удастся ли добиться прорыва в экономических отношениях, зависит во многом не от президента, а от правительства Молдавии, указывает эксперт. По Конституции страны полномочия президента ограниченны, а ответственность за развитие экономических отношений лежит на правительстве, которое формируется парламентским большинством. Сейчас в Молдавии правительство создано на основе проевропейской коалиции.
Вряд ли сейчас можно говорить о том, что произошла перезагрузка отношений, говорит лидер Либерал-демократической партии Молдавии Виорел Чиботару. Обещания Додона не соответствуют реальности, в которой существует страна, к тому же надо иметь в виду, что сейчас происходит перезагрузка в ЕС, США, которая будет влиять на Россию и Молдавию, указывает он. Обещание Додона отменить соглашение об ассоциации теоретически возможно выполнить, но это будет невыгодно. Инициативы Додона могут встретить оппозицию в парламенте и правительстве, указывает Чиботару.
Фруктово-винные перспективы
В 2013 году Россия ввела эмбарго на поставки молдавского вина, в 2014 году ограничительные меры затронули фрукты: яблоки, грушу, айву, а также косточковые. До того момента Молдавия обеспечивала от 2 до 5% общего объема поставок фруктов в Россию, отмечает гендиректор информагентства Fruitnews Ирина Козий (так, в 2013 году республика поставила в Россию 240 тыс. т фруктов). Позднее российские власти частично смягчили запреты. Доступ к отечественному рынку получили виноделы одного из регионов Молдовы — Гагаузии. Также, как сообщили РБК в пресс-службе Россельхознадзора, в настоящий момент разрешен ввоз фруктов с 125 предприятий, работающих в пяти районах республики. По словам Ирины Козий, если в 2015 году Молдавия ввезла в Россию 82 тыс. т фруктов, то за 11 месяцев 2016 года — уже 166 тыс. т, включая 96 тыс. т яблок. Таким образом, страна вышла на 3-е место по поставкам яблок в Россию после Сербии и Китая, и в будущем объем поставок будет увеличиваться, прогнозирует Козий.
Молдавские виноделы также могут увеличить объемы своих поставок, но едва ли повторят успех 12-летней давности, считает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. В 2005 году, самом удачном для молдавских компаний, они поставили в Россию 200 млн л бутилированного вина и 50 млн л виноматериалов, что соответствовало примерно 25% российского рынка, вспоминает Дробиз. Между тем объем поставок в 2016 году оказался менее 10 млн л. В случае полной отмены эмбарго объем молдавского импорта в лучшем случае достигнет 30 млн л, прогнозирует Дробиз. «Рынок сильно изменился. Российское вино плотно заняло [нижний ценовой] сегмент и серьезно повысило свое качество. Будет жесткая конкуренция, и наши производители уже в состоянии ее выиграть», — резюмирует эксперт. К тому же таможенные пошлины, которые Россия ввела в отношении винной продукции из Молдавии, никто пока отменять не собирается.
Еще одна проблема, которую пообещал решить Путин, — порядок въезда для мигрантов из Молдавии. В России работают официально около 500 тыс. граждан этой страны; еще несколько десятков тысяч тоже хотели бы, но мешают положения ужесточившегося российского законодательства в отношении мигрантов. В первый день визита Додон также успел встретиться и с предправления «Газпрома» Алексеем Миллером. Стороны обсудили ход и перспективы сотрудничества в газовой сфере, в частности речь шла о деятельности АО «Молдовагаз», поставках российского газа в Молдавию и его транзите через территорию республики, говорится в заявлении компании. Ранее сообщалось, что действующий контракт между Молдавией и «Газпромом» был подписан в декабре 2006 года и истек еще в конце 2011-го. Кишинев добивался снижения закупочной цены, поэтому пока стороны вели переговоры, договор ежегодно продлевали. Согласно договоренностям стоимость газа пересматривалась ежеквартально на основе специальной формулы, которая учитывала динамику цен на горючее на мировом рынке. В 2016 году Молдавия импортировала газ из России по $190 за 1 тыс. куб. м. В конце года после избрания Додона контракт был продлен до 2019 года, и ежегодный объем закупок составит 3 млрд куб. м газа. Представитель управления информации «Газпрома» не ответил на вопрос, обсуждалась ли на встрече проблема поставок газа в Приднестровье и неуплаты ими долга за газ, который оценивался в декабре в $5,9 млрд.
При участии Дмитрия Крюкова и Ирины Парфентьевой