Лента новостей
Зеленский заявил о попытках войск России оттеснить ВСУ в Курской области 22:18, Статья Экипаж речного трамвая в Москве вытащил из ледяной воды утопающую девушку 22:09, Новость МИД исключил превращение БРИКС в военный союз 22:06, Статья Сын Кадырова поддержал Бетербиева перед боем против Бивола 22:03, Статья В Москве при обрушении конструкций при сносе здания погиб рабочий 21:45, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 21:37, Онлайн Bild узнал об общих мероприятиях военных России и ФРГ вопреки санкциям 21:28, Статья БРИКС пообещал Палестине обсудить на саммите ситуацию на Ближнем Востоке 21:09, Новость Махачев поделился ожиданиями от чемпионского боя Бивола и Бетербиева 21:01, Статья «Вкусвилл» ответил на сообщения об отравлении покупателей зефиром 20:58, Статья Боррель заявил, что запрет БАПОР будет иметь катастрофические последствия 20:34, Новость Хопкинс назвал фаворита в поединке Бивола и Бетербиева за титул 20:31, Статья Минобороны предложило отменить положение о кадровом резерве 20:03, Статья Алаудинов рассказал, как российские бойцы два месяца прожили в тылу ВСУ 19:59, Новость Глава Дагестана заявил о готовности помочь Чечне после взрыва на заправке 19:42, Статья Финнам и шведам раздадут инструкции на случай войны 19:42, Статья Умер актер и режиссер Владимир Светашов 19:26, Новость Блогера Литвина задержали после нападения на болельщика медиаклуба Басты 19:24, Статья
Газета
Своя покупка ближе к дому
Газета № 239 (2495) (2312) Бизнес,
0

Своя покупка ближе к дому

Москвичи стали реже ходить в гипермаркеты
Москвичи все больше предпочитают гипермаркетам небольшие торговые форматы. Потребительский спрос смещается в пользу товаров первой необходимости, а удовлетворить его способен и «магазин у дома»
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Количество покупателей в магазинах крупных форматов сократилось, следует из исследования потребительских предпочтений жителей Москвы и Московской области за 2016 год, подготовленного компанией EY (есть у РБК). Согласно опросу, проведенному среди 1100 жителей Москвы и Московской области в ноябре и декабре 2016 года, 8% респондентов стали реже покупать продукты в гипермаркетах.

Основной отток покупателей произошел в «магазины у дома» — 40%, супермаркеты — 19% и онлайн-площадки — 12%, ссылается партнер EY Юрий Макаров на данные опроса. Согласно методике EY, магазином у дома считается торговая точка площадью до 600 кв. м, супермаркетом — до 1,2 тыс. кв. м, а гипермаркетом — свыше 1,2 тыс. кв. м.

Самым популярным местом для совершения покупок являются «магазины у дома» — каждый третий респондент заходит в них от трех до пяти раз в неделю. Тогда как почти половина респондентов — около 44% — посещает гипермаркеты реже одного раза в неделю, говорится в исследовании.

Выводы EY подтверждают и данные крупнейших российских ретейлеров. Формат гипермаркета был самым неудачным для «Магнита» за первые девять месяцев 2016 года, следует из материалов компании. Выручка в сопоставимых магазинах сократилась на 9,6%, трафик — на 8,3%, а средний чек — на 1,45%.

Гипермаркеты «Карусель» и «Мегамарт» (входят в X5 Retail Group и ГК «Дикси» соответственно) хоть и показали по итогам девяти месяцев рост продаж на 5 и 5,5% соответственно, но он оказался значительно скромнее, чем у меньших по формату магазинов. Так, выручка сетей «Пятерочка» и «Перекресток» (X5 Retail Group) увеличилась на 33 и 19%, а «Виктории» и «Дикси» — на 14,5 и 19,8%, свидетельствуют отчетности ретейлеров. В начале декабря на встрече с журналистами исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман заявил, что компания подготовит новую концепцию «Карусели».

В качестве основных причин, по которым покупатели выбирают «магазины у дома», аналитики EY называют моду на здоровый образ жизни («респонденты все чаще отдают предпочтение свежим продуктам, которые могут приобрести недалеко от дома») и стремление сэкономить. При более частом посещении небольших магазинов сумма среднего чека снижается, замечает Юрий Макаров.

«В ассортименте формата гипермаркет, как правило, большую долю имеют товары непродовольственного ассортимента, а сам формат предполагает относительно высокий средний чек, крупные объемные покупки впрок», — объясняет старший аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Наталья Колупаева. При этом, по ее сл​овам, изменилась сама потребительская модель россиян. «Меньшее количество наименований товаров в покупке, больший фокус на товарах первой необходимости», — резюмирует она.

С этим мнением согласен и управляющий партнер Colliers International Николай Казанский: «В последние полтора-два года потребители все больше тяготеют к комфортному шопингу «у дома». На это повлияла экономическая ситуация последних нескольких лет, а также изменения покупательских предпочтений потребителей». В свою очередь продуктовые ретейлеры оперативно отреагировали на изменение спроса, отмечает Казанский, чем обусловлено активное развитие сетей в формате «магазин у дома».

Вакантные площадки в стрит-ретейле, появившиеся вследствие кризиса, оказались востребованы мини-форматами, признает эксперт компании «Магазин Магазинов» Марьяна Матуева. «На улицах города появились знакомые игроки с приставкой Daily​ — то есть «ежедневный». Рынок отвечает предложением на спрос: купить меньше и с быстрым сервисом. Эти магазины ориентируются на потребителя, которому неудобно пропадать в гипермаркете на несколько часов в круговороте рабочей недели».