Лента новостей
Кучеров вошел в топ-5 лучших российских бомбардиров в истории НХЛ 10:15, Статья Ямаль обошел Мбаппе и установил новый рекорд в Лиге чемпионов 10:11, Статья Каких результатов добиваются компании с помощью технологий 10:03 NK News узнал, что посол России в КНДР незадолго до смерти ездил в Москву 10:02, Статья Россиянин в деле. Кто из медалистов выступит на «Олимпиаде на стероидах» 10:00, Статья ✍🏻 «Диктатор» или «либерал». Пройдите тест и узнайте, какой вы лидер 10:00 Шойгу сообщил, что договор о ядерных ракетах истечет через 100 дней 09:56, Новость Цены на серебро впервые в истории превысили $62 за унцию 09:53, Статья FT узнала, что Paramount может предложить больше для покупки Warner Bros. 09:52, Новость «И», а не «или»: СЕО DoorDash — о балансе работы и личной жизни 09:43, Статья Москалькова назвала регионы с наименьшей удовлетворенностью медпомощью 09:42, Статья Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов 09:33 Что получилось из коллаборации книжного магазина и девелоперской компании 09:31 Посол Франции заявил, что страна открыта для россиян несмотря на санкции 09:30, Новость WP узнала план США с нейтральной зоной и корейским сценарием для Украины 09:30, Статья Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных 09:21 Работает ли при разводе «легенда», что бизнес приобретен на личные деньги 09:16, Статья Песков сообщил, что Путин иногда сам садится за руль без сопровождения 09:11, Новость
Газета
Своя покупка ближе к дому
Газета № 239 (2495) (2312) Бизнес,
0

Своя покупка ближе к дому

Москвичи стали реже ходить в гипермаркеты
Москвичи все больше предпочитают гипермаркетам небольшие торговые форматы. Потребительский спрос смещается в пользу товаров первой необходимости, а удовлетворить его способен и «магазин у дома»
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Количество покупателей в магазинах крупных форматов сократилось, следует из исследования потребительских предпочтений жителей Москвы и Московской области за 2016 год, подготовленного компанией EY (есть у РБК). Согласно опросу, проведенному среди 1100 жителей Москвы и Московской области в ноябре и декабре 2016 года, 8% респондентов стали реже покупать продукты в гипермаркетах.

Основной отток покупателей произошел в «магазины у дома» — 40%, супермаркеты — 19% и онлайн-площадки — 12%, ссылается партнер EY Юрий Макаров на данные опроса. Согласно методике EY, магазином у дома считается торговая точка площадью до 600 кв. м, супермаркетом — до 1,2 тыс. кв. м, а гипермаркетом — свыше 1,2 тыс. кв. м.

Самым популярным местом для совершения покупок являются «магазины у дома» — каждый третий респондент заходит в них от трех до пяти раз в неделю. Тогда как почти половина респондентов — около 44% — посещает гипермаркеты реже одного раза в неделю, говорится в исследовании.

Выводы EY подтверждают и данные крупнейших российских ретейлеров. Формат гипермаркета был самым неудачным для «Магнита» за первые девять месяцев 2016 года, следует из материалов компании. Выручка в сопоставимых магазинах сократилась на 9,6%, трафик — на 8,3%, а средний чек — на 1,45%.

Гипермаркеты «Карусель» и «Мегамарт» (входят в X5 Retail Group и ГК «Дикси» соответственно) хоть и показали по итогам девяти месяцев рост продаж на 5 и 5,5% соответственно, но он оказался значительно скромнее, чем у меньших по формату магазинов. Так, выручка сетей «Пятерочка» и «Перекресток» (X5 Retail Group) увеличилась на 33 и 19%, а «Виктории» и «Дикси» — на 14,5 и 19,8%, свидетельствуют отчетности ретейлеров. В начале декабря на встрече с журналистами исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман заявил, что компания подготовит новую концепцию «Карусели».

В качестве основных причин, по которым покупатели выбирают «магазины у дома», аналитики EY называют моду на здоровый образ жизни («респонденты все чаще отдают предпочтение свежим продуктам, которые могут приобрести недалеко от дома») и стремление сэкономить. При более частом посещении небольших магазинов сумма среднего чека снижается, замечает Юрий Макаров.

«В ассортименте формата гипермаркет, как правило, большую долю имеют товары непродовольственного ассортимента, а сам формат предполагает относительно высокий средний чек, крупные объемные покупки впрок», — объясняет старший аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Наталья Колупаева. При этом, по ее сл​овам, изменилась сама потребительская модель россиян. «Меньшее количество наименований товаров в покупке, больший фокус на товарах первой необходимости», — резюмирует она.

С этим мнением согласен и управляющий партнер Colliers International Николай Казанский: «В последние полтора-два года потребители все больше тяготеют к комфортному шопингу «у дома». На это повлияла экономическая ситуация последних нескольких лет, а также изменения покупательских предпочтений потребителей». В свою очередь продуктовые ретейлеры оперативно отреагировали на изменение спроса, отмечает Казанский, чем обусловлено активное развитие сетей в формате «магазин у дома».

Вакантные площадки в стрит-ретейле, появившиеся вследствие кризиса, оказались востребованы мини-форматами, признает эксперт компании «Магазин Магазинов» Марьяна Матуева. «На улицах города появились знакомые игроки с приставкой Daily​ — то есть «ежедневный». Рынок отвечает предложением на спрос: купить меньше и с быстрым сервисом. Эти магазины ориентируются на потребителя, которому неудобно пропадать в гипермаркете на несколько часов в круговороте рабочей недели».