Лента новостей
Госдума приняла закон о сплошных рубках на Байкале 17:39, Статья В Чувашии ввели режим чрезвычайной ситуации из-за атаки дронов 17:37, Статья Холанд догнал Ямаля в списке самых дорогих футболистов мира 17:34, Статья Какие шины выбрать на зиму 17:31 Какие инвестиционные активы обгоняют инфляцию 17:29 СК сообщил о гибели всего экипажа Ан-22 при крушении в Ивановской области 17:28, Статья Много света: где найти квартиру с окнами в пол 17:15 Москвичам пообещали вечерний снегопад 17:01, Новость Reuters узнал о схеме компенсации инвесторам США за счет активов ЛУКОЙЛа 16:57, Статья Расслабленная жизнь как на курорте: каким будет квартал Dream Riva 16:55 Петросян и Гуменник вошли в число участников ЧР по фигурному катанию 16:53, Статья На подлете к Москве сбили три беспилотника 16:51, Статья WSJ сравнила руины в секторе Газа с весом 186 Empire State Building 16:48, Новость Федерация отреагировала на заявку россиянина на «Олимпиаду на стероидах» 16:46, Статья Как устроена экономика Ирана 16:37 Объявлен окончательный состав участников Матча звезд КХЛ 16:36, Статья Госдума уточнила преимущественное право детей-сирот на жилье без очереди 16:34, Статья ИИ не работает: какие 4 момента упускают из виду при его запуске 16:32, Статья
Газета
Розничные сети накрывают провинцию
Газета № 211 (2467) (1511) Бизнес,
0

Розничные сети накрывают провинцию

В небольших российских городах открывается больше ретейла, чем в миллионниках
Только в российских городах с населением менее 1 млн человек открылось больше магазинов иностранных марок, чем год назад. Ретейлеры объясняют этот эффект низкой конкуренцией в регионах
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

Перспективные малые

Рост количества магазинов международных брендов с июля 2015 года по июль 2016 года наблюдался только в российских городах с населением менее 1 млн человек. Таковы выводы исследования ​консалтинговой компании «Магазин магазинов», которое есть у РБК. В городах с населением от 300 тыс. до 500 тыс. человек количество новых магазинов за год выросло в 1,8 раза, до 53. В городах от 500 тыс. человек до 1 млн число магазинов в среднем увеличилось на 17 штук по сравнению с сокращением на 30 годом ранее.

При этом в городах-миллионниках и Санкт-Петербурге магазинов закрылось больше, чем открылось. В Москве прирост замедлился примерно в три раза, по данным «Магазина магазинов»: в общей сложности в столице было открыто 53 магазина иностранных брендов.

Большие города уже насыщены крупными магазинами, и торговые центры, которые начали строиться там в конце 2014 — начале 2015 годов, вводятся с меньшей наполняемостью, поясняется в исследовании. Поэтому для международных ретейлеров привлекательны небольшие города, где благодаря низкой конкуренции единственный ТЦ может приносить такую же выручку, как и в городе-миллионнике.

Самыми перспективными регионами в исследовании названы Северный Кавказ и Дальний Восток. О низкой конкуренции на Дальнем Востоке свидетельствуют, в частности, данные компании JLL. Согласно ее прогнозу, по итогам 2016 года на 1 тыс. жителей в Хабаровске придется 279 кв. м площадей торговых центров, во Владивостоке — 167 кв. м. Для сравнения: в Москве и Санкт-Петербурге количество арендопригодных площадей качественных ТЦ составляет 400 кв. м на 1 тыс. жителей, а в Петербурге — 430 кв. м. В таких городах-миллионниках, как Екатеринбург и Нижний Новгород, этот показатель достигает 532 и 413 кв. м соответственно.

Открытие новых магазинов в регионах, очевидно, связано с появлением качественной коммерческой недвижимости там, считает руководитель направления консалтинга торговой недвижимости компании JLL Антон Коротаев. На 2016 год девелоперы запланировали ввод около 1,9 млн кв. м новых торговых центров, и 51% из них приходится именно на города с населением менее 1 млн человек, по данным Коротаева. В основном это проекты, реализация которых началась еще в период роста рынка в 2011–2013 годах, оговаривается эксперт.

Стратегия не для всех

Ретейлеры подтверждают низкий уровень конкуренции в небольших российских городах и их интерес к Дальнему Востоку. По этой причине, например, компания Leroy Merlin еще четыре года назад включила в свою стратегию присутствие в городах с населением от 400 тыс. человек, рассказал представитель компании. По его словам, в планах компании — выход на рынки Хабаровска и Владивостока.

Другой французский бренд, Auchan, открывает в небольших городах в основном магазины форматов «Наша радуга» и «Ашан Сити», а не классические гипермаркеты, говорит представитель ретейлера. В 2016 году компания инвестировала 1,5 млрд руб. в развитие в Сибирском и Уральском округах и ожидает открытий в Тюмени и Барнауле до конца года.

Небольшие города интересны и российским брендам. Например, с июля 2015 года по июль 2016 года «М.Видео» открыла около десяти магазинов в городах с населением меньше миллиона. Две трети новых открытий, запланированных на этот год, приходится на Дальний Восток, говорит представитель компании.

Представитель «Дикси» отметил, что ретейлер сосредоточен на Центральном, Северо-Западном и Приволжском округах. При этом для формата «магазин у дома» численность населения не является ключевым фактором — их открывают и в поселках городского типа с населением около 10 тыс. человек. ​

Однако развитие в маленьких городах интересно не всем, уточняют опрошенные РБК игроки рынка. По мнению представителя финской DIY-сети «К-раута», в городах с населением менее 1 млн сильнее ощущается влияние кризиса.

Президент Finn Flare Ксения Рясова полагает, что открываться там — удел компаний массмаркета, к которым одежный ретейлер себя не относит. «Населенные пункты с населением 300 тыс. нам точно не подходят, там нет такой покупательной способности», — считает Рясова. По ее словам, сейчас на населенные пункты с населением до миллиона человек приходится менее 10% магазинов сети.

С ней соглашается Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец сетей косметики Lush Russia, который работает в среднеценовом сегменте. У компании в небольших городах работают только магазины по франшизе.