Лента новостей
Какой отечественной BI-системой заменить Microsoft Power BI: три варианта 12:52, Статья Дело режиссера Беркович и драматурга Петрийчук поступило в суд 12:49, Новость Эксперты обсудили стимулирование повторного использования промотходов 12:48 Как изменилось образование за последние пять лет 12:47, Статья Генпрокурор назвал число чиновников, наказанных за взятки 12:46, Статья Кремль отказался вмешиваться в ситуацию с задержанием главы МЧС Чечни 12:43, Статья Суд в Новосибирске оштрафовал бар по делу о пропаганде ЛГБТ 12:33, Новость Путин назвал целью терактов дестабилизацию суверенных государств 12:32, Новость Смоленский губернатор заявил о локализации пожаров после атак дронов 12:29, Статья В РПЛ не увидели смысла расширять число участников чемпионата 12:29, Статья Бобровский объяснил отчаянием свой суперсейв в матче плей-офф НХЛ 12:28, Статья Как оспорить или отменить дарственную на квартиру или дом 12:27 Краснов заявил, что провокаторы призывают отнимать оружие у полицейских 12:21, Новость Росфинмониторинг заявил о тщательном планировании теракта в «Крокусе» 12:09, Новость «Тинькофф» запустит новых ассистентов без помощника Олега 12:06, Статья Замминистра обороны Тимура Иванова отправили в СИЗО «Лефортово» 12:05, Новость Мэр Харькова заявил о прекращении генерации электричества в городе 12:04, Статья Шри-Ланка заявила о планах вступить в БРИКС 12:03, Новость
Газета
Заемные колеса
Газета № 209 (2465) (1111) Финансы,
0

Заемные колеса

Где выгоднее взять кредит на автомобиль
В третьем квартале этого года доля автомобилей, купленных на заемные средства, достигла максимума с начала 2014 года, превысив 46%. РБК изучил предложения банков в этом сегменте и нашел самые выгодные программы
Фото: Денис Абрамов/ТАСС
Фото: Денис Абрамов/ТАСС

По данным совместного исследования Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и аналитического агентства «Автостат», в третьем квартале 2016 года доля автомобилей, приобретенных в кредит, в России достигла рекордного за три года значения — 46,4% от общего числа купленных. Причем прирост за последний год оказался весьма значительным, почти 15%.

Между тем стагнация автомобильного рынка продолжается. В третьем квартале 2016 года было продано 316 тыс. новых машин, тогда как годом ранее — 369 тыс. Рост спроса на автокредиты объясняется тем, говорит директор НБКИ по маркетингу Алексей Волков, что в начале 2015 года банки резко сократили предложение (вместе с «аппетитом к риску») и выдача автокредитов практически прекратилась. «Постепенно оправившись от шока, банки вернулись к активной работе в этом сегменте розничного кредитования», — поясняет представитель НБКИ.

Главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин уточняет: рост доли кредитных автомобилей вызван также продолжающимся ростом цен на авторынке. «Доходы у населения так быстро не увеличиваются; соответственно, приходится все чаще покупать в кредит», — говорит эксперт.

Банкиры отмечают, что рост средней суммы автокредита (в Москве этот показатель сейчас составляет 988 тыс. руб., по данным Объединенного кредитного бюро) превышает рост средней стоимости автомобиля, приобретаемого в кредит. «Средняя сумма кредита за последний год выросла примерно на 27%, а средняя стоимость автомобиля — на 15–16%», — уточняет старший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ24 Алексей Токарев. По его мнению, увеличение средней суммы автокредита связано с падением реальных доходов населения.

Предложения банков

Ключевую роль на рынке кредитования уже давно играют совместные программы автопроизводителей и банков. Если клиент решает купить машину в кредит, то сотрудник автосалона первым делом расскажет ему именно о таких партнерских предложениях, говорит главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников.

Поэтому в первую двадцатку банков по объему выданных автокредитов прежде всего входят действующие на российском рынке банки иностранных автопроизводителей, в частности Тойота Банк или Фольксваген Банк РУС. Процентные ставки таких банков обычно ниже, чем у универсальных розничных банков, поскольку они получают субсидии от автопроизводителей. «Так как банк и автопроизводитель входят в единую группу, они зарабатывают не на процентах по кредиту, а на продажах автомобилей, — рассказывает Алексей Буздалин. — Поэтому банки снижают ставки, тем самым стимулируя спрос и продажи».

Например, в банке альянса автопроизводителей Renault-Nissan, РН Банке, можно оформить пятилетний кредит на автомобиль Renault Sandero с 20-процентным первоначальным взносом по ставке 11,9% годовых. Volkswagen Polo можно приобрести в кэптивном банке под 7% годовых и сроком выплат три года (такие условия возможны благодаря действию программы господдержки и специальной акции банка).

По словам президента АО «Тойота Банк» Александра Колошенко, ставки по кредитам кэптивных банков прежде всего зависят от стратегии дистрибьютора и дилеров. «В настоящее время средняя ставка для кредитов на новые автомобили нашего банка находится на уровне 15%», — рассказывает он.

Стоит отметить, что в прошлом году начала действовать программа льготного автокредитования и льготного лизинга. Предложение действует на ограниченное число марок автомобилей стоимостью до 1 млн руб. Срок кредитования — до трех лет.

Однако ставки по стандартным банковским автокредитам также вполне приемлемы. «При нынешнем уровне ключевой ставки они минимальны», — отмечает Буздалин. Срок кредита составляет до пяти лет, и не приходится выбирать среди ограниченного числа автомарок.

Для анализа стандартных предложений банков РБК выбрал самый популярный в Москве автомобиль Kia Rio стоимостью 700 тыс. руб. При первоначальном взносе в 20% и сроке кредита пять лет самую выгодную ставку предлагает Локо-банк — 15,4% годовых, на втором месте ВТБ24 и Кредит Европа Банк — по 17,9% годовых. Самые высокие ставки у Плюс Банка — 21,5% и банка «Российский капитал» — 20,9%. Объем ежемесячной выплаты в рассматриваемых банках колеблется от 14,2 тыс. до 15,3 тыс. руб. (см. таблицу).

Стоит ли сейчас брать автокредит

По словам Алексея Токарева, с начала года средняя ставка по автокредитам снизилась на 1 п.п. вследствие снижения ключевой ставки. «Последнее изменение ключевой ставки ЦБ РФ в сентябре 2016 года уже не повлияло на ставки по автокредитам», — рассказывает он.

Ставки по автокредитам, по мнению Матовникова, будут снижаться. Однако значительного изменения ждать не стоит, уточняет Буздалин: на рынке, по его словам, слишком высокая конкуренция, а ставки и так находятся на минимальном уровне. Стоимость автокредитов будет зависеть от того, насколько Банк России в следующем году уменьшит ключевую ставку, считает Токарев. «Если изменение будет меньше 0,5 п.п., вряд ли ставки изменятся», — уточняет он.

А вот стоимость автомобилей в дальнейшем будет только расти, отмечает руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов. По его словам, цены еще не отыграли падение курса рубля. «К тому же никто не знает, как изменятся макроэкономические факторы в дальнейшем, поэтому производители вынуждены еще и закладывать риски», — говорит он.

Матовников считает, что ждать более выгодных условий для покупки автомобиля в кредит не стоит. «Ставки кэптивных и крупнейших банков и так довольно привлекательны, а продавцы готовы давать хорошие скидки», — заявляет он. В свою очередь Буздалин утверждает, что в конце года можно рассчитывать на некоторое снижение цен. В это время автодилеры распродают автомобили, и, как правило, с хорошими скидками, подчеркивает он. «Поэтому, возможно, стоит немного подождать», — заключает эксперт.

Привлекательными остаются программы с господдержкой, отмечают опрошенные РБК эксперты. Пока Минпромторг не подтвердил их продление. Однако программа, вероятно, продолжит действовать в 2017 году, предполагает директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Наталья Русова.

«Если есть необходимость в покупке автомобиля и возможность оплачивать кредит, то стоит этим воспользоваться, а льготное кредитование позволит снизить процентную ставку», — поясняет Тимерханов. Токарев ​также говорит о популярности таких кредитов, добавляя, что в конце года спрос на них обычно повышается.