Лента новостей
Какие аргументы за и против снижения ключевой ставки дает рынок труда 07:30, Статья Аэропорты Казани и Нижнего Новгорода ограничили полеты 07:28, Новость Клубные дома на берегу Москвы-реки: жилой квартал City Bay 07:25 Следственный комитет в 2025 году возбудил более 24 тыс. дел о коррупции 07:00, Статья 1970-е могут повториться: ждать ли бычьего тренда на рынке металлов 07:00, Статья Держать лицо: как (не) изменилась деловая культура Китая 06:46 Восьмой аэропорт за ночь приостановил полеты 06:36, Новость Военные отразили атаку дронов на Ростовскую область 06:20, Новость «Союз МС-27» с космонавтами из России отстыковался от МКС 06:09, Новость Путин разрешил СП «Роснефти» и Shell сделки с долей в КТК 06:04, Статья Камчатку накрыл мощный циклон 05:48, Новость Минобороны предложило награждать за поиск пропавших и погибших в боях 05:40, Новость Как устроен полный цикл производства шин 05:02 Польша ответила Зеленскому после решения президента не ехать в Киев 05:01, Новость Большинство россиян решили не продлевать 12-дневные каникулы в Новый год 05:00, Новость Число прекративших полеты аэропортов выросло до семи 04:41, Новость Politico узнало об отказе Японии конфисковать активы России по плану ЕС 04:14, Статья Зеленский заявил о «скоординированных позициях» с главами ЕК и НАТО 04:11, Новость
Газета
Россия пьет все меньше
Газета № 205 (2461) (0711) Бизнес,
0

Россия пьет все меньше

Продажи алкоголя по итогам трех кварталов 2016 года падают
За девять месяцев 2016 года продажи алкоголя в России сократились на 1,6% по сравнению с прошлым годом. Уверенный рост показывают лишь сидр и медовуха, под видом которых часто продаются слабоалкогольные напитки
Фото: DPA/TASS
Фото: DPA/TASS

Покупателей вымыло

Алкогольный рынок продолжает падение. Согласно данным Росстата, по итогам трех кварталов 2016 года розничные продажи алкоголя в России составили 816,4 млн дал. Это на 1,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Так, пива было продано меньше на 1,7% (606,8 млн дал), вина — на 1,6% (39,4 млн дал), игристых вин и шампанского — на 4,2% (14,6 млн дал), а коньяка и бренди — на 2,3% (7,4 млн дал). Продажи виски и вовсе сократились на 8,7%, до 2,8 млн дал.

«Алкоголь перестает интересовать россиян, что особенно заметно по категории виски, откуда вымыло всех случайных покупателей», — говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Поскольку виски в Россию в основном импортируется, то падение курса рубля особенно болезненно ударило по данному сегменту, поясняет эксперт.

Лучше идут продажи водки. Они остались почти на том же уровне, что и в 2015 году, прибавив менее 0,5%, до 59,4 млн дал, свидетельствует статистика Росстата. Однако она отражает не реальный рост продаж, а выход из тени части нелегальной водки после внедрения системы ЕГАИС в магазинах, говорит вице-президент Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Это произошло с начала 2016 года.

Маскировка под сидр

Падение объемов не затронуло лишь одну категорию товаров на алкогольном рынке — это «сидр, пуаре (сидр на основе грушевого сусла), медовуха». Продажи в этой категории достигли 3 млн дал; по сравнению с 2015 годом они выросли на 34,8%, а с 2014-м — и вовсе на 316,8%. Таким образом, сидр и медовуха впервые обогнали такие категории, как виски и ликеро-водочные изделия крепостью до 25 градусов.

Популярность яблочного и медового напитков связана не только с предпочтениями потребителей, но и с махинациями производителей, объясняют собеседники РБК. В декабре 2012 года в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» была принята поправка, которая выделила сидр и медовуху в отдельную категорию. Ранее они считались слабоалкогольными напитками. Согласно законодательству сидр и медовуха — это напитки крепостью до 6 градусов, произведенные в результате брожения яблочного, грушевого или медового сусла без добавления этилового спирта. Также в производстве может использоваться восстановленный яблочный или грушевый сок.

«Я бы назвал сидр из восстановленного сока слабоалкогольным лимонадом на натуральной основе», — говорит владелец компании «Сидры Щедрина» Дмитрий Щедрин. При этом, по его словам, в премиальных сетях на подобного рода «лимонады» приходится 30% продаж, в среднеценовых сетях — 60%, а в магазинах экономкласса — 80%.

Текущая редакция закона позволяет производителям маскировать под видом сидра слабоалкогольные коктейли, просто добавляя в них яблочный или грушевый концентрат, говорит член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Выгода заключается в том, что акциз с сидра и медовухи составляет 9 руб. за литр напитка, тогда как для слабоалкогольных коктейлей крепостью до 9% ставка рассчитывается по формуле 400 руб. за литр содержащегося в них спирта. То есть акциз на сидр в четыре раза ниже.

Неудивительно, что на фоне небывалой популярности сидра Росстат фиксирует значительное падение продаж слабоалкогольных напитков. За девять месяцев 2016 года оно составило 11,7%, до 6,7 млн дал.

Если не считать «маскировок», в реальности категория сидра и медовухи, по мнению Небольсина, с 2014 года выросла на 35%. Из них на сидр приходится 16%, а на медовуху — 19%. Учитывая текущее состояние алкогольного рынка, это хорошая динамика, но уже не столь впечатляющая, как может показаться, судя по данным Росстата.