Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
В чем кроется секрет успеха современных женщин 14:53, Subaru XV и Autonews В «Роснефти» отказались комментировать приговор Улюкаеву 14:50, Бизнес В Кремле назвали недоказанными данные о вывозе денег Керимовым 14:47, Политика В Подмосковье срубили главную новогоднюю елку России 14:45, Общество Альфа-банк устранил сбой в работе банкоматов и мобильного приложения 14:43, Технологии и медиа ФСБ задержала готовивших теракт в культовом учреждении Санкт-Петербурга 14:39, Общество Мининформ Белоруссии заблокировал основанный Шереметом новостной сайт 14:33, Технологии и медиа Песков объяснил нежелание Путина произносить фамилию Навального 14:31, Политика Как прошло оглашение приговора Алексею Улюкаеву 14:31, Фотогалерея  Русфонд стал фондом-партнером благотворительного сервиса Альфа-банка 14:30, Партнерский материал Улюкаев назвал несправедливым вынесенный ему приговор 14:26, Общество В Кремле отказались комментировать приговор Улюкаеву 14:25, Общество В Кремле сожалеют о решении ЕС продлить антироссийские санкции 14:23, Политика В отделениях Промсвязьбанка появились очереди после решения о санации 14:21, Финансы 25 проверенных маршрутов для зимнего автотуризма по России и Европе 14:16, РБК и Hankook Откуда деньги: кто дал средства на «взятку» для Улюкаева 14:13 Бизнес-омбудсмен предложил сделать ставку «налога на майнинг» менее 14% 14:12, Финансы Оксфордский словарь признал «юнотрясение» словом года 14:09, Общество Главный тренер «Манчестер Сити» установил рекорд чемпионата Англии 14:06, Спорт Матвиенко пообещала рекордное число наблюдателей на выборах президента 14:00, Политика Ryanair под угрозой забастовки согласилась на переговоры с пилотами 13:58, Бизнес Суд приговорил Улюкаева к 8 годам строгого режима 13:51, Общество Лещенко и Ширвиндт попросили Путина защитить ЦДРИ от властей Москвы 13:40, Общество Квест-драйв: узнай о супер-способностях Porsche Connect 13:35, РБК и Porsche Банк России снизил ключевую ставку сразу на 0,5 процентного пункта 13:33, Финансы В Мекке и Медине запретили фото- и видеосъемку святынь 13:28, Общество Совфед попросит МЧС разобраться в причинах неприятного запаха в Москве 13:15, Общество Минобрнауки выступило против продления обучения в школе до 12 лет 13:10, Общество
«Аэрофлот» без «России»
Газета № 191 (2447) (1710) 16 окт, 2016 18:58
0
«Аэрофлот» без «России»
Минтранс предложил приватизировать «дочку» крупнейшего авиаперевозчика
Если «Аэрофлот» продаст авиакомпанию «Россия», это увеличит конкуренцию на рынке и поможет региональным аэропортам, говорится в письме замглавы Минтранса на имя вице-премьера Аркадия Дворковича. Но «Аэрофлот» выступает против сделки
Посадка самолета авиакомпании «Россия» в аэропорту Пулково, август 2016 года (Фото: Сергей Вершинин/Интерпресс/ТАСС)

Продать «Россию»

Продажа контрольного пакета акций, или «квалифицированного большинства» (2/3 или 3/4 голосов), авиакомпании «Россия» «может способствовать усилению конкуренции на рынке авиаперевозок, создать условия для расширения предложения перевозок в и из региональных аэропортов и формирования хабовой модели в аэропорту Пулково», говорится в письме замминистра транспорта Валерия Окулова, направленном вице-премьеру Аркадию Дворковичу (у РБК есть копия).

Окулов до прихода в Минтранс весной 2009 года возглавлял «Аэрофлот», которому принадлежит 75% минус одна акция «России» (еще 25,1%  — у администрации Санкт-Петербурга), созданной на базе трех региональных перевозчиков — «России», «Донавиа» и «Оренбургских авиалиний». Дворкович поручил Минтрансу подготовить к 10 октября предложения о возможности продажи «Аэрофлотом» этой «дочки», сообщали «Ведомости». Представители Минтранса и Дворковича отказались комментировать это письмо. Но как раз в этот день пресс-служба министерства сообщала, что в правительство направлены предложения «по оптимизации деятельности» «России».

«Считаем целесообразным внести изменения в долгосрочную программу развития группы «Аэрофлот» с целью гармонизации задач авиакомпании «Россия» и региональных аэропортов», — пишет Окулов, приводя в письме позиции всех заинтересованных сторон. Дело в том, что стратегия «Аэрофлота» противоречит дорожной карте по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики, утвержденной правительством в декабре 2012 года, указывает он: до 2025 года авиакомпания «Аэрофлот» должна занять не менее 32% трансферных пассажиров в своем главном хабе в Москве, а перед «Россией» стоит задача «приоритетного развития» на рынке Москвы до 2021 года с ростом доли транзита до 20%. Несмотря на то что «Россия» базируется в Пулково, с 2014 года она сокращает число самолетов (за два года уменьшилось с 38 до 31), вылетающих из этого петербургского аэропорта, перебрасывая их во Внуково, следует из письма.

По данным ФАС, «Аэрофлот» является крупнейшим авиаперевозчиком в России, а «Россия» вместе с «Оренбургскими авиалиниями» и «Донавиа» занимает третье место с долей рынка 9,8% (у занимающей второе место S7 — 11,2%). За январь—август 2016 года «Россия» перевезла 5,12 млн человек, в то время как «Аэрофлот» — 19 млн, а S7 — 6,5 млн. В случае если «Россия» станет «новым самостоятельным перевозчиком», это приведет к развитию конкуренции, повысит доступность этого вида услуг, а также «придаст дополнительный импульс» развитию аэропортов, пересказывает Окулов позицию антимонопольного ведомства (представитель ФАС это не комментирует).

«Большинство руководящих позиций в авиакомпания «Россия» занимает бывший менеджмент «Трансаэро», который имеет достаточный опыт управления для жесткой конкуренции с «Аэрофлотом», — замечает источник, близкий к авиакомпании «Россия». «Гендиректор «России» Дмитрий Сапрыкин — выходец из «Аэрофлота», но все же он воспринимается менеджментом и сотрудниками «России» своим и самостоятельным — независящим руководителем», — добавляет он.

Минэкономразвития также считает «экономически целесообразным» продажу контрольного пакета «России», потому что, по мнению ведомства, «Аэрофлот» неэффективно управляет компанией, утверждает замминистра транспорта. Представитель Минэкономразвития это подтвердил, добавив, что решение о приватизации принимает правительство.

Для принятия решения по продаже «России» необходимо оценить ее стоимость, провести анализ потенциального спроса со стороны инвесторов и экономической целесообразности такой сделки, а также разработать меры по повышению стоимости компании, считает экспертный совет при правительстве. В связи с этим «Аэрофлоту» следует подготовить соответствующие документы для рассмотрения на заседании его совета директоров, затем направить документы в Росимущество для директивы по вопросу о продаже акций «России», заключает Окулов.

«Аэрофлот» против 

Председатель совета директоров «Аэрофлота» Кирилл Андросов в среду, 12 октября, заявил, что компания не планирует сейчас продавать «Россию»: «Идут обсуждения, это решение акционеров, но стратегии развития «Аэрофлота» соответствует сохранение авиакомпании «Россия» в среднесрочной перспективе в нашей собственности» (цитата по «РИА Новости»). В стратегии «Аэрофлота» «России» уделено «большое место». Эта стратегия была утверждена правительством, подчеркнул представитель авиакомпании, отвечая на вопрос РБК.

По мнению «Аэрофлота», вопрос о продаже этой «дочки» целесообразно рассматривать не ранее 2019 года после выхода компании на «запланированный объем деятельности», говорится в письме Окулова. Прежде всего, речь идет о количестве перевезенных пассажиров, пояснил РБК близкий к «России» источник. Так, в 2016 году был план перевезти 10 млн человек, но в итоге, скорей всего, будет лишь 9 млн.

«В настоящий момент правительству будет нелегко найти инвесторов на рынке, потому что ситуация в отрасли не самая блестящая, — заявил РБК гендиректор UTair (занимает четвертое место, за восемь месяцев 2016 года перевезла 4,3 млн пассажиров) Андрей Мартиросов. — Поэтому понятна реакция «Аэрофлота», что продавать авиакомпанию «Россия» сейчас не нужно». У «России» своя ниша — дальнемагистральные перевозки на больших самолетах, «большой синергии» с другими авиакомпаниями не будет, уверен он.

Но Мартиросов не стал комментировать интерес UTair к «России». Представители других ее конкурентов — S7, которая в прошлом году интересовалась покупкой «Трансаэро», и «Уральских авиалиний» — не ответили на запросы РБК.

Регионы жалуются

По словам Окулова, для «обеспечения согласованных действий» рабочая группа Минтранса по рассмотрению стратегии развития «России» провела два заседания, в которых приняли участие представители «Аэрофлота», администрации Санкт-Петербурга, «Воздушных ворот Северной столицы» (управляет аэропортом Пулково), а также УК «Аэропорты Регионов», подконтрольной «Ренове» Виктора Вексельберга. После присоединения «Донавиа» к «России» в 2015 году эта авиакомпания прекратила существование и перестала базироваться в аэропорту Ростова-на-Дону (входит в группу «Аэропорты Регионов»), поэтому существенно сократилось число рейсов из этого аэропорта, пояснил источник, близкий к одному из участников совещаний. Похожая ситуация произошла и с аэропортом Пулково, добавляет он.

Представитель «Аэропортов Регионов» утверждает, что менеджеры компании наряду с другими участвовали в обсуждении стратегии «России» в качестве экспертов. Представитель администрации Санкт-Петербурга не ответил на запрос РБК.

У авиакомпании «Россия» нет своей системы продаж, ее билеты продаются через дистрибьюторскую сеть «Аэрофлота», таким образом снижаются издержки, говорит аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015 году «Россия» увеличила чистую прибыль в 2,8 раза, до 870,7 млн руб. при росте выручки на 8%, до 38,7 млрд руб. Но без поддержки «Аэрофлота» авиакомпания убыточна, а в случае ее продажи новому владельцу потребуются значительные инвестиции в дальнейшее развитие, предупреждает он.

«Мировой рынок авиации очень конкурентный, но лучше иметь одного сильного перевозчика, чем много слабых, а задача ФАС следить за ценами и вовремя проверять их обоснованность», — заключает Ганелин. Компании группы ​«Аэрофлот» работают сразу в трех сегментах — премиум-класса (сам «Аэрофлот»), экономкласса («Россия») и как лоукостер («Победа»). Это не такая уж исключительная ситуация для мировой практики, утверждает аналитик Sberbank CIB Игорь Васильев. «Например, похожие случаи есть в Европе, компания Lufthansa владеет бюджетным перевозчиком Eurowings, а также еще рядом авиакомпаний, представленных в разных сегментах», — говорит он.