Чемпионы по откатам
26% сотрудников признают, что в их компаниях существует практика откатов, выяснили в службе исследований HeadHunter. Такая практика присутствует на всех уровнях организации, отметили 6% респондентов, 11% подчеркнули, что речь идет о коррупции на высшем уровне, еще 9% признают наличие единичных случаев получения взяток, но полагают, что проблема не носит системного характера. Уверены в отсутствии коррупции в своей организации 31% опрошенных. Остальные просто говорят, что если она и существует, то им об этом неизвестно.
Служба исследований HeadHunter опросила в апреле 6,6 тыс. человек, из которых 4,7 тыс. в настоящий момент трудоустроены.
Лидером по откатам является сфера ЖКХ, следует из опроса. По мнению 12% участвовавших в опросе работников этого сектора, такая практика в отрасли существует на всех уровнях. Еще 18% уверены, что она укоренилась на высшем уровне. Второе место заняла энергетическая отрасль: 9% сотрудников в секторе уверены, что откаты практикуются на всех уровнях (13% — на высшем уровне). Замыкают тройку «лидеров» госслужба и сфера искусства и культуры: по мнению 8% работников в этих областях, коррупция распространена на всех уровнях.
На втором месте по коррупции на уровне топ-менеджмента обосновался нефтегазовый сектор: там такая практика распространена в восприятии 17% опрошенных сотрудников.
В целом 70% опрошенных отметили свое негативное отношение к откатам и полагают, что с ними нужно бороться. Еще 27% думают, что с этим «ничего не поделаешь», а оставшиеся 3% вообще убеждены, что это единственный способ заработать в их секторе.
«Пару раз»
5% респондентов признались, что сами брали откаты: 1% — постоянно, а оставшиеся 4% ответили, что делали это «всего пару раз». Среди последних почти половина (44%) решалась на этот шаг только тогда, когда тот же поставщик был бы выбран по объективным причинам, то есть откат не влиял на выбор поставщика. Пятая часть бравших взятки несколько раз (19%) после испытывали угрызения совести, поэтому решили «больше так не делать». Еще 14% заявили, что им предлагали слишком маленькие суммы, ради которых не стоило рисковать.
Почти половина тех, кто никогда не брал откаты, имели такую возможность. Свой отказ они чаще всего аргументировали тем, что это неправильно (31%), тем, что это нанесло бы ущерб компании (14%), и тем, что это не принято в коллективе (7%). Менее 4% просто побоялись, что их поймают на нарушениях.
Как ранее сообщал РБК, согласно исследованию EY, посвященному рискам мошенничества в корпоративном секторе в 2016 году, за последний год ситуация несколько улучшилась: если в прошлом году 48% респондентов в России считали коррупцию и взяточничество в корпоративном секторе широко распространенным явлением, в этом году эта доля снизилась до 34% против среднемирового уровня в 39%. В три раза снизилась доля тех, кто сообщал об использовании взяток для получения контрактов в своем секторе, — с 24 до 8%. Тем не менее более половины опрошенных считают, что борьба с коррупцией в России недостаточно эффективна.
В прошлогодней редакции Индекса восприятия коррупции Transparency International, отражающего восприятие коррупции в государственном секторе, Россия заняла 119-е место из 168 представленных в рейтинге стран, набрав 29 баллов. Индекс варьируется от 0 до 100, где более высокое значение показателя означает более низкий уровень коррупции.
Такой же результат, как у России, в ежегодном исследовании Transparency показали Азербайджан, Гайана и Сьерра-Леоне. Более высокие баллы набрали, например, Гондурас, Египет и Сенегал. Годом ранее Россия была на 136-м месте. Вице-президент Transparency International Елена Панфилова объясняла улучшение российской позиции в рейтинге «сжиманием» коррупционной «кормовой базы» из-за текущей экономической ситуации, а также введением ограничений, касающихся декларирования доходов и имущества госслужащих. Наилучшие показатели в рейтинге — традиционно у скандинавских стран: Дания, Финляндия и Швеция (91, 90 и 89 баллов соответственно в прошлогоднем индексе).