Лента новостей
Мужчина поджег себя у здания суда, где шел процесс над Трампом 22:15, Новость Орбан заявил об «одном шаге» до отправки на Украину войск Запада 22:07, Статья Педиатру из Москвы ужесточили обвинение по делу о фейках про армию 21:51, Новость Пошлину на ввоз пива из недружественных стран повысили в 2,5 раза 21:47, Статья Открылся 46-й Московский кинофестиваль. Фоторепортаж 21:45, Статья В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников 21:42, Новость Неигравшая три года Светлана Кузнецова заявила, что карьеру не завершила 21:41, Статья Белоруссия отменила запрет на ввоз из России чая Greenfield и кофе Jardin 21:22, Статья В Белгороде объявили опасность атаки беспилотников 21:09, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 21:03, Онлайн В Дербенте местный житель открыл стрельбу возле кафе 21:01, Новость «Краснодар» обыграл «Факел» и приблизился к «Зениту» в РПЛ 20:59, Статья Какие вооружения Украина получит по итогам встреч НАТО, ЕС и G7 20:55, Статья Михалков увидел «страшную опасность» в дипфейках 20:44, Статья Законопроект о помощи Украине прошел процедурное голосование в США 20:39, Новость Росимущество продало крупнейшего производителя спирта 20:38, Статья Суд арестовал второго фигуранта дела о подрыве машины экс-агента СБУ 20:26, Статья В Донецке погиб американец Рассел Бентли 20:13, Новость
Газета
Защита Каменщика
Газета № 029 (2285) (1802)
0

Защита Каменщика

Владелец Домодедово ответил на претензии СКР
Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик признал, что может стать фигурантом дела, возбужденного СКР по факту неисполнения требований безопасности, повлекшего теракт в аэропорту в 2011 году
Дмитрий Каменщик
Дмитрий Каменщик (Фото: «РИА Новости»)

В среду председатель совета директоров аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик провел первую за пять лет пресс-конференцию, где ответил на последние претензии следствия по делу о теракте 2011 года. Он назвал невиновными арес​тованных 9 февраля бывших и действующего менеджеров аэропорта и не исключил, что сам может стать обвиняемым по уголовному делу. «Такие процессуальные полномочия у следствия есть», — уточнил Каменщик.

Тем не менее бизнесмен отказывается признавать, что у него конфликт с государством, отмечая, что они вместе инвестируют в развитие Домодедово. Предложений о продаже аэропорта Каменщику, по его словам, также не поступало.

Старое новое дело

Первое уголовное дело о неисполнении требований транспортной безопасности в аэропорту Домодедово было возбуждено сразу после теракта, в январе 2011 года. Подозреваемыми стали как сотрудники аэропорта, так и полицейские, ответственные за контроль у рамок металлоискателей. Однако в апреле 2012 года дело было закрыто: следствие пришло к выводу, что на момент теракта государство не утвердило систему мер безопасности в аэропортах, соответствующие нормативные акты отсутствовали (например, не требовалось полного досмотра входящих в здание терминала).

Следующий виток дела начался в 2015 году. Летом СКР объявил о возбуждении уголовного дела в отношении двух бывших и одного действующего топ-менеджеров аэропорта. Фигурантами стали Андрей Данилов, ответственный за авиационную безопасность (в 2011 году возглавлял ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити»), управляющий директор аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов и Светлана Тришина, глава российского представительства зарегистрированной на острове Мэн Airport Management Company Ltd (в 2011 году управляющая компания всего аэропорта).

Некрасов и Тришина на момент возбуждения нового дела уже не имели отношения к Домодедово и работали в структурах УК «Лидер», занимаясь дорожными концессиями, а Данилов продолжал трудиться в аэропорту, возглавляя направление транспортной безопасности, уточнил пресс-секретарь Домодедово Александр Власов.

В СКР тогда добавили, что уголовное дело возбуждено в отношении не только этих людей, но и неустановленных лиц, владельцев аэропорта Домодедово. Впрочем, в июле глава СКР Александр Бастрыкин заявил, что владельцы Домодедово установлены. «Они пять лет уходили от ответственности, причем не уголовной, а материальной, никуда не скрывались, были в Москве», — добавил он.

Домодедово впервые официально раскрыло своих собственников в 2011 году, объявив во время подготовки к IPO на Лондонской фондовой бирже (размещение в итоге не состоялось), что единственным бенефициаром кипрской компании DME Ltd, контролирующей большинство операционных компаний аэропорта, является Дмитрий Каменщик.

Аресты менеджеров

9 февраля 2016 года Тришина, Некрасов и Данилов были арестованы. Всем троим предъявлено обвинение по ч.3 ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух или более лиц). Максимальное наказание по этой статье — до десяти лет лишения свободы.

Вскоре появился обширный пресс-релиз, подписанный руководителем пресс-службы СКР Владимиром Маркиным. Там говорилось, что задача правоохранителей не только наказать непосредственно виновных в теракте, но и изучить совокупность причин трагедии.

Суть обвинения в следующем. Еще с 2007 года в Домодедово действовал регламент, предполагающий досмотр на входе с применением рамок и при необходимости ручных металлоискателей. Однако возле рамок скапливались очереди, при растущем пассажиропотоке стала очевидна необходимость дополнительных входов, что требовало финансовых вложений. Но руководство аэропорта вместо этого якобы утвердило в 2010 году новый регламент, уже не требующий тотального контроля. В результате, подчеркивает Маркин, через рамки металлоискателя проходили не более 2% прибывших в аэропорт.

Как показала проведенная СКР экспертиза, если бы Магомед Евлоев, совершивший этот теракт, прошел через рамки, то металлоискатель обнаружил бы скрытое под одеждой взрывное устройство.

Нетотальный контроль

В среду Дмитрий Каменщик показал целую презентацию, опровергающую доводы следствия. Прежде всего он заявил, что регламент 2010 года фактически не отличался от документа 2007 года — ни тот ни другой не требовали тотального досмотра прибывших в аэропорт.

Согласно предоставленным видеозаписям с камер наблюдения, сотрудник авиационной безопасности работал с интроскопом, в то время как сотрудник полиции визуально осматривал входящих. Подозрительным лицам он мог предложить пройти через рамки.

Зашедший в здание аэровокзала в районе 16:00 мск 24 января 2011 года Евлоев не привлек внимания полицейского. На записи видно, как он быстро проходит мимо. «Блондин, невысокого роста, курточка, руки в карманах, ничего особенного», — прокомментирует Дмитрий Каменщик видеозапись.

Впоследствии правила безопасности в аэропортах сильно ужесточились. Через два дня после трагедии, 26 января, появился приказ Минтранса, требующий тотального контроля пассажиров, прибывших в аэропорт.

«Транспортная безопасность аэропорта соответствует и соответствовала нормам действующего закона», — подчеркивает владелец Домодедово.

СКР против всех

Позицию СКР не разделяют представители прокуратуры, Минюста и судов. На заседании суда 9 февраля сотрудник прокуратуры предлагал квалифицировать дело по ч.1 ст.238 (оказание услуг, не отвечающих безопасности, но без гибели людей). Таким образом, прокуратура не видит связи между гибелью людей в результате теракта и недостаточным обеспечением безопасности со стороны аэропорта. Если бы дело было квалифицировано по этой статье, его пришлось бы закрыть за истечением срока исковой давности.

Примерно к таким же выводами пришли и суды, рассматривавшие гражданские иски о теракте. Ставшая в результате теракта инвалидом Елена Криволуцкая ранее пыталась взыскать с ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» и его должностных лиц компенсацию материального вреда в размере 56 тыс. руб. и морального ущерба в 15 млн руб., заявляя, что ответчик не обеспечил транспортную безопасность, что повлекло за собой теракт.

Однако Пресненский, а затем и Московский городской суды отказали в иске. «В ходе расследования причинно-следственная связь между действиями (бездействием) лиц, ответственных за транспортную безопасность, и произошедшим взрывом не установлена», — сказано в решении.

После этого Криволуцкая обратилась в ЕСПЧ. Вердикт пока не вынесен, но в презентации Каменщика была изложена позиция РФ (ее подготовил Минюст, и она обязательна для таких дел). Там сказано, что заявление об отсутствии или недостаточности мер в аэропорту некорректно и необоснованно. Ни внутренним законодательством РФ ни международными нормами не был предусмотрен обязательный тотальный личный досмотр на входах в терминал аэропорта.