Лента новостей
Министр труда ответил на заявления о конце дешевого труда в России 17:29, Статья Аналитики «Сбера»: дивиденды российских компаний весной-летом могут стать рекордными 17:28, Статья Путин призвал не допускать беспредела с изъятием опекой детей из семьи 17:27, Новость Военных задержали за убийство четырех человек в зоне военной операции 17:25, Статья Россиянка выбила экс-первую ракетку мира на старте турнира в Мадриде 17:18, Статья Издательство объяснило черные полосы вместо текста в книге Карнеро 17:15, Статья Подполковника ФСИН осудили на три года за уклонение от мобилизации 17:13, Новость Анчелотти назвал сроки возвращения порвавшего «кресты» вратаря «Реала» 17:07, Статья «Тинькофф Инвестиции» назвали 8 самых перспективных акций на 2024 год 17:06, Статья Сайт, приложение, маркетплейс и офлайн: на чем построен успех e-commerce 17:06 Совфед предложил оценивать качество жилья, приобретаемого за маткапитал 17:03, Статья Президент Польши позвал премьера обсудить размещение ядерного оружия НАТО 16:55, Статья Стали известны подробности дела экс-зампреда правительства Подмосковья 16:53, Статья Путин убежден, что при установлении ставки ЦБ учтет тенденцию инфляции 16:48, Новость Минспорт пообещал поддержку отобравшимся на Паралимпиаду россиянам 16:45, Статья Путин заявил, что «принцип талиона» не всегда выгоден для России 16:36, Статья Путин назвал Шохина хозяином съезда РСПП 16:31, Новость Столтенберг впервые полетал на истребителе Eurofighter. Видео 16:31, Новость
Газета
Две бутылки по цене трех
Газета № 235 (2252) (2112) Общество,
0

Две бутылки по цене трех

Россияне заметили резкий рост цен перед Новым годом
Фото: Михаил Почуев/ТАСС
Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Перед этим Новым годом цены на продукты выросли сильнее, чем перед прошлым, считают респонденты онлайн-опроса OMI, проведенного для РБК. Больше всего, по их наблюдениям, подорожали алкоголь и цитрусовые.

Большинство респондентов почувствовали резкий рост цен на продукты перед Новым годом, показал интернет-опрос исследовательской компании Online Market Intelligence (OMI), проведенный по просьбе РБК. «Рост цен сильнее, чем в прошлом году», — ответили 56,5% опрошенных. Ровно треть респондентов — 33,3% — считают, что рост цен такой же, как был в прошлом году. И только 10,2% не заметили резкого роста цен накануне Нового года. В опросе приняли участие 3968 респондентов в возрасте от 18 до 54 лет с разным уровнем дохода из 82 регионов России.

Опрос проходил 16–18 декабря на сайте одного из онлайн-проектов OMI, в базе которого находятся более 700 тыс. человек. OMI проводит идентификацию респондентов, в том числе при помощи паспортной авторизации пользователей.

Шампанское и мандарины

Из традиционных прод​уктов для новогоднего стола сильнее других по сравнению с прошлым годом подорожали алкогольные напитки — это заметили большинство респондентов (полную раскладку см. в графике). На втором месте из подорожавших продуктов, по их мнению, оказались мандарины и другие цитрусовые. Следом идут другие фрукты, яйца, овощи и кондитерские изделия. Почти 40% опрошенных OMI отметили, что попытаются сэкономить на алкогольных напитках для новогоднего стола. 43,9% ответивших стали в этом году отдавать предпочтение российским продуктам.​

Существенный рост цен на эти продукты за​ прошедший год ​​подтверждают данные Росстата. Так, за год с ноября по ноябрь сухое столовое вино подорожало в среднем на 22,9%, до 362,8 руб., игристые отечественные вина — на 12,3%, до 283,4 руб., апельсины — на 56,2%, до 103,2 руб. за 1 кг, яйца — на 12,3%, до 61 руб. за 10 штук, шоколадные конфеты — на 26,4%, до 567 руб. за 1 кг. Несильно выросла в цене только водка — на 2,3%, до 559,1 руб.

По сравнению с ситуацией годичной давности алкогольные напитки отечественного производства подорожали незначительно, говорят опрошенные РБК представители компаний — производителей алкоголя и оптовиков. Подорожали главным образом импортные напитки. Импортеры вина, виски, рома и других напитков в основном платят производителям в долларах и евро, поэтому вынуждены поднимать цены с ростом иностранных валют. К примеру, совладелец крупного импортера Simple Максим Каширин рассказывал РБК, что в конце 2014 года компания устанавливала отпускные цены на импортную продукцию исходя из внутреннего курса 55 руб. за евро, а в середине этого года компания считала уже по курсу 65 руб. за евро. Менеджер другой виноторговой компании рассказал РБК, что последние отгрузки в сети они делали по курсу 75 руб. за евро. Таким образом, цены на импортные вино, коньяк и виски должны были вырасти за год более чем на треть.

Глава отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз отметил, что, по его данным, импортный алкоголь даже в праздники покупают не более 30% российских потребителей, остальные отдают предпочтение отечественной продукции. То, что большое число опрошенных отметили подорожание алкоголя, Дробиз назвал психологическим феноменом, связанным с кризисом в экономике. «Людям субъективно кажется, что все стало дороже. Все дело в кризисе: просто в кризис увеличивается внимание людей к антидепрессантам — например, к алкоголю — и потребность в них», — рассуждает Дробиз.

Деньги те же, продуктов меньше

Больше трети опрошенных — 34,8% — планируют потратить на продукты для новогоднего стола от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Еще 27,2% думают израсходовать от 5 тыс. до 10 тыс. руб., 22,3% — от 1 тыс. до 3 тыс. руб. Большинство указали, что эта сумма не будет отличаться от той, которую они потратили в прошлом году.В этом году россияне будут экономить в первую очередь на объемах продуктов для новогоднего стола, считает директор центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Георгий Остапкович. «Большинство россиян поставят на стол все то же, что и в прошлом году, просто в меньших объемах, из-за того что все подорожало, — уверен он. — Вместо трех бутылок шампанского купят две, вместо 2 кг мандаринов — 1,5 кг. При этом денег они потратят столько же, сколько и в прошлом году».

Предпочтение российских продуктов Остапкович объясняет двумя причинами: патриотической тенденцией, навязанной СМИ, и расчетом на то, что отечественные товары дешевле. Однако последняя причина скорее психологическая. «В большинстве случаев нельзя сказать, что на российские продукты цена принципиально ниже, чем на импортные», — говорит эксперт.

При участии Дениса Пузырева